"Часть современных чеченцев – потомки воинственных женщин-амазонок". Так создается "история". Желание написать как можно более героическую историю часто приводит представителей самых разных народов на путь мифотворчества, не избежал этого и чеченский этнограф Саид-Магомед Хасиев, включивший в историю чеченского народа миф об амазонках.
По его мнению, в Древней Чечне не только существовала особая категория женщин-воительниц, "мехкарий", которые носили мужскую одежду и оружие, но и само понятие "амазонка" попало в Древнюю Грецию из Чечни. Другой современный чеченский исследователь, Ахмад Сулейманов, тоже не стал мудрствовать лукаво, а просто немного видоизменил всем известный миф о племени амазонок, превратив их в "группу девушек-защитниц страны (земли)", которые жили среди древних вайнахов и назывались "алмаз". Еще дальше пошли современные чеченские этнографы, которые прямо заявляют, что чеченцы - потомки легендарных амазонок, те самые рождавшиеся мальчики, которых воительницы отдавали отцам, оставляя себе только девочек. Однако для этого авторам сего заявления потребовалось объявить Арцах (район современного Карабаха), где проживали некие гаргарейцы, в подругах которых ходили эти самые амазонки, древней чеченской землей, а самих гаргарейцев - вайнахами. И цепочка выстроилась: "амазонки являлись боевыми подругами гаргарейцев, а гаргарейцы (иначе гаргары), являются нахами, а нахи - это современные чеченцы". Именно поэтому Зелимхан Мусаев и Ислам Хатуев, заявили, что "часть современных чеченцев – потомки воинственных женщин-амазонок" ("Фрагменты древней нахской истории, отраженные в фольклоре и лексике чеченцев")..."Часть современных чеченцев – потомки воинственных женщин-амазонок". Так создается "история".
Желание написать как можно более героическую историю часто приводит представителей самых разных народов на путь мифотворчества, не избежал этого и чеченский этнограф Саид-Магомед Хасиев, включивший в историю чеченского народа миф об амазонках. По его мнению, в Древней Чечне не только существовала особая категория женщин-воительниц, "мехкарий", которые носили мужскую одежду и оружие, но и само понятие "амазонка" попало в Древнюю Грецию из Чечни. Другой современный чеченский исследователь, Ахмад Сулейманов, тоже не стал мудрствовать лукаво, а просто немного видоизменил всем известный миф о племени амазонок, превратив их в "группу девушек-защитниц страны (земли)", которые жили среди древних вайнахов и назывались "алмаз". Еще дальше пошли современные чеченские этнографы, которые прямо заявляют, что чеченцы - потомки легендарных амазонок, те самые рождавшиеся мальчики, которых воительницы отдавали отцам, оставляя себе только девочек. Однако для этого авторам сего заявления потребовалось объявить Арцах (район современного Карабаха), где проживали некие гаргарейцы, в подругах которых ходили эти самые амазонки, древней чеченской землей, а самих гаргарейцев - вайнахами. И цепочка выстроилась: "амазонки являлись боевыми подругами гаргарейцев, а гаргарейцы (иначе гаргары), являются нахами, а нахи - это современные чеченцы". Именно поэтому Зелимхан Мусаев и Ислам Хатуев, заявили, что "часть современных чеченцев – потомки воинственных женщин-амазонок" ("Фрагменты древней нахской истории, отраженные в фольклоре и лексике чеченцев")
"Стрелы у них очень длинны, почти в четыре пяди в длину, и позолочены". Основания для фантазий.
Следует отметить, что в мифах об амазонках, которые зародились еще в Минойский период (2700 - 1400 годы до н.э.), место их проживания постоянно отодвигалось все дальше и дальше по мере расширения границ исследованной древними греками земли. По мере удаления амазонок от греков в описаниях менялась и их одежда и оружие: от типичных для греков до типичных для скифов. Ближе всего к современным чеченцам их селил Плутарх, писавший, что амазонки жили вдоль каспийского побережья от Куры до Самура. Впрочем, на Кавказе селили их и авторы более поздних описаний. Вероятно, одним из самых поздних является описание, оставленное А. Ламберти и датированное 1654 годом: "не подлежит сомнению, что до сих пор некоторые следы древних амазонок сохранились в этой стране, хотя не в первоначальном виде. И действительно, когда я жил в Колхиде, пришло к владетелю известие, что какие-то народы в большом числе выступили из своей родной страны и образовали три войска; самое большое войско пошло на Московское царство, а другие направились на Кавказ, чтобы напасть на сванов и карачаевцев. Но со всех этих мест они были отброшены назад с большим уроном, и когда тамошние жители раздели убитых, то в числе их нашли много женщин. В подтверждение этого дадиану (владетелю - ИО) как раз принесли оттуда несколько штук оружия, которое носили эти женщины. Оно доставило владетелю весьма большое удовольствие, и у него возбудило сильное желание, чтобы хоть одна из этих женщин живою попалась в его руки. Поэтому владетель обещал большие подарки сванам и карачаевцам, если, в случае вторичного нападения, одну из них они поймают и живой приведут к нему; уж очень сильно он желал увидеть, как эта женщина сражается с его подданными. Оружие, которое принесли владетелю, было очень красивое и сделано с изысканным изяществом женских рук. Каска была почти такая, какую носят наши кавалеристы; латы на груди, на спине и на руках состоят из тонких и плоских железных кусков на подобие чешуйчатого панциря, который легко можно надеть. К панцирю внизу приделано что-то в роде юбки, которая достигает до колен; она шерстяная, наподобие нашей саржи, но такая ярко красная, что похоже на самую тонкую порфиру.... Стрелы у них очень длинны, почти в четыре пяди в длину, и позолочены с начала до конца; они из лучшей стали, но не заострены, как обыкновенная стрела, а плоски и отточены как скальпель; ширина кончика иной раз равняется ширине одного пальца; другой раз еще больше, в три или четыре пальца" (Ламберти А. Описание Колхиды).
"Государь Император Всемилостивейше повелеть соизволил". Амазонками не рождаются.
Впрочем у чеченских "амазонок" была и более современная последовательница. В современной Чечне она возведена в ранг национального героя. Зовут ее Таймасха Гехинская. Прославилась она после того, как была взята в плен 15 апреля 1842 года в бою, в котором русский отряд вместе с назранской милицией, отбивая нападение "партии чеченцев" (по официальному донесению - ок. 3.000 человек) на земли назранцев, среди 24 захваченных пленных взяли "Тамасхан Молову". Согласно прилагаемому списку, все пленники были взяты назрановцами. Пленников было приказано отправить в арестантские роты, но 8 мая Николай I, "усмотрев из журнала военных действий отрядов в Малой Кабарде и Назране, представленного командующим войсками на Кавказской линии и в Черномории при рапорте № 510, что при сражении, бывшем 15-го апреля между отрядом полковника Сулимовского и шайкою чеченцев, под предводительством Ахверды Магомы, близ урочища Большой Яндырки в числе 24-х пленных, взятых назрановскою милициею, находится женщина Тамахан Малова, принимающая участие в хищнических набегах более 10-ти лет, высочайше повелеть соизволил: женщину эту в том самом национальном платье, в котором она воевала, прислать в С.-Петербург, снабдив ее всем нужным для дороги с надлежащим о ней попечением в содержании и довольствии". Будучи доставленной в Санкт-Петербург, 23 октября 1842 года Тамахан Малова удостоилась, как писал Бенкендорф, "быть представленною Государю Императору", имела "счастие получить от Государыни Императрицы драгоценную золотую цепь на шею" и была отправлена обратно "под постоянный надзор". Однако начальник левого фланга Кавказской линии генерал-майор Фрейтаг рассудил, что "Молова никогда не останется на постоянное место жительства в Грозной, никакой присмотр не удержит ее от побега в Чечню, и я полагал бы не поселяя ее в Грозной, предоставить ей свободное возвращение в Чечню. Тем более, что она из ничтожной фамилии, не имеющей никакого влияния". Семья Моловой была настолько бедной, что Тамахан просила забрать у нее подаренную цепь, выдав ее стоимость деньгами. Однако, русский царь "повелеть соизволил: оставив при чеченке Тамасхан Моловой пожалованную ей в минувшем году золотую цепь, выдать этой женщине в единовременное пособие двести рублей серебром". В дальнейшем следы этой женщины теряются. Но в 1990 году был издан исторический роман о ее жизни и борьбе с русскими "Таймасха Гехинская" (на чеченском языке). В романе Тамахан из рядового пленного, захваченного при неясных обстоятельствах, превратилась в командира самостоятельного отряда и вообще в героя сопротивления русским. Так, в аннотации (на русском языке) пишется: "Являлась командиром чеченского отряда мюридов, Таймасха хорошо знала военное дело, и воины ее славились храбростью. Царские генералы не раз пытались разгромить отряд Таймасхи, но все было напрасно. Только через десять лет им удалось схватить ее".
"Воинственный жар с неимоверною силою запылал в душе моей". Вместо эпилога.
В контексте описания А. Ламберта и других авторов, а также современных исследований, говорить о неких "племенах амазонок" да еще живших отдельно от мужчин, не приходится. А вот участие отдельных представительниц "слабого пола" в сражениях наравне с мужчинами является вполне доказанным: женщины-воины были у скифов, германцев, викингов и многих других народов. Да и "современные амазонки" были не только у чеченцев, но и, например, у русских. Достаточно вспомнить "кавалерист-девицу" Дурову: "Воинственный жар с неимоверною силою запылал в душе моей; мечты зароились в уме, и я деятельно зачала изыскивать способы произвесть в действие прежнее намерение свое - сделаться воином, быть сыном для отца своего и навсегда отделиться от пола, которого участь и вечная зависимость начали страшить меня" ("Записки кавалерист-девицы"). Да и среди казаков были не только мужчины, и даже в Первую Мировую войну (если верить, конечно, французскому журналу, обложка которого размещена ниже).
О том, как чеченцы "победили" Петра I, вы можете прочитать здесь.
О том, как украинцы разбили Буденного, вы можете прочитать здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!
Источник
Свежие комментарии