Благодаря своей легкости и поворотливости кабардинская лошадь в качестве охотничьей использовалась во многих помещичьих хозяйствах (даже в Тульской губернии). Кабардинская лошадь неоднократно премировалась на Всероссийских выставках охотничьих лошадей. Так, если на первой Всероссийской выставке охотничьих лошадей в 1874 году из 9 премированных лошадей была одна кабардинская, то уже на второй выставке в 1876 году из 6 премированных было 3 кабардинских и 1 черкесская.
Легкость, поворотливость кабардинских лошадей выработалась при использовании из в предгорьях и горах. Известную роль при этом оказали и народные конные игры, состязания и скачки горцев. Джигитовка со стремительным спуском с утесов и крутых берегов рек, с резкими остановками на всем скаку перед обрывом или стеной, со стрельбой в движущиеся мишени из лука или ружья над ухом лошади, с поднятием с земли на всем скаку папахи, кисета или монеты, конная борьба составляет любимое развлечение горцев. Среди горцев весьма популярной была игра «Пеший-Конный» («Шуратлес»), когда один всадник состязался с большим количеством пеших людей вооруженных палками, в круг которых он должен был прорваться. Этой игрой по легендам развлекались даже нарты. В день свадьбы в старом кабардинском обществе играли в конную игру «Диора». Собравшаяся в дом жениха аульная молодежь вооружалась длинными жердями и занимала посты почти недоступные для верховых. Всадники наступали на пеших, ударяя их плетьми. В свою очередь пешие били верховых жердями, стремясь выбить их из седла. Во время боя всадники прыгали через плетни, заборы, ограды и в конце концов кому-нибудь из них удавалось ворваться в саклю и получить предусмотренный обычаем приз. Не менее распространенной среди кабардинской молодежи была свадебная игра в «шапки». В этой игре верховые, провожавшие невесту в дом жениха, схватывали шапки друг у друга и пытались с ними ускакать. Если похитителя удавалось догнать у него шапку отнимали, если нет владелец лишался шапки. Скачущие всадники подбрасывали шапки вверх, в них стреляли из ружей и пистолетов. Кроме поворотливости, весьма ценными рабочими качествами лошадей кабардинской породы является их неприхотливость, нетребовательность к корму и выносливость. «Чтоб немногим сыт бывал и копыт чтоб не обивал» таковы желательные качества коня в народном творчестве кабардинцев. «Лошадь не бывшая в лишении, продолжительного пути не переносит». «Приуроченная к усталости лошадь приносит счастье», говорят адыгейские пословицы. О выносливости и хороших верховых качествах кабардинских лошадей много свидетельств в литературе. В газете «Кавказ» № 43 за 1853 год описывается поездка из Моздока в Тифлис ветврача Берейторской школы Керетинга, который сидя верхом на кабардинской лошади, «не чувствовал дороги».Благодаря своей легкости и поворотливости кабардинская лошадь в качестве охотничьей использовалась во многих помещичьих хозяйствах (даже в Тульской губернии).
Кабардинская лошадь неоднократно премировалась на Всероссийских выставках охотничьих лошадей. Так, если на первой Всероссийской выставке охотничьих лошадей в 1874 году из 9 премированных лошадей была одна кабардинская, то уже на второй выставке в 1876 году из 6 премированных было 3 кабардинских и 1 черкесская.
Легкость, поворотливость кабардинских лошадей выработалась при использовании из в предгорьях и горах. Известную роль при этом оказали и народные конные игры, состязания и скачки горцев.
Джигитовка со стремительным спуском с утесов и крутых берегов рек, с резкими остановками на всем скаку перед обрывом или стеной, со стрельбой в движущиеся мишени из лука или ружья над ухом лошади, с поднятием с земли на всем скаку папахи, кисета или монеты, конная борьба составляет любимое развлечение горцев.
Среди горцев весьма популярной была игра «Пеший-Конный» («Шуратлес»), когда один всадник состязался с большим количеством пеших людей вооруженных палками, в круг которых он должен был прорваться. Этой игрой по легендам развлекались даже нарты.
В день свадьбы в старом кабардинском обществе играли в конную игру «Диора». Собравшаяся в дом жениха аульная молодежь вооружалась длинными жердями и занимала посты почти недоступные для верховых. Всадники наступали на пеших, ударяя их плетьми. В свою очередь пешие били верховых жердями, стремясь выбить их из седла. Во время боя всадники прыгали через плетни, заборы, ограды и в конце концов кому-нибудь из них удавалось ворваться в саклю и получить предусмотренный обычаем приз.
Не менее распространенной среди кабардинской молодежи была свадебная игра в «шапки». В этой игре верховые, провожавшие невесту в дом жениха, схватывали шапки друг у друга и пытались с ними ускакать. Если похитителя удавалось догнать у него шапку отнимали, если нет владелец лишался шапки. Скачущие всадники подбрасывали шапки вверх, в них стреляли из ружей и пистолетов.
Кроме поворотливости, весьма ценными рабочими качествами лошадей кабардинской породы является их неприхотливость, нетребовательность к корму и выносливость. «Чтоб немногим сыт бывал и копыт чтоб не обивал» таковы желательные качества коня в народном творчестве кабардинцев. «Лошадь не бывшая в лишении, продолжительного пути не переносит». «Приуроченная к усталости лошадь приносит счастье», говорят адыгейские пословицы.
О выносливости и хороших верховых качествах кабардинских лошадей много свидетельств в литературе.
В газете «Кавказ» № 43 за 1853 год описывается поездка из Моздока в Тифлис ветврача Берейторской школы Керетинга, который сидя верхом на кабардинской лошади, «не чувствовал дороги».
Свежие комментарии