Традиции поединков, сохранившиеся с весьма древних времен, медленно уходили с полей сражения. Даже в Европе с ее массовыми армиями, в большинстве своем чуждыми понятиям чести, описание таких дуэлей еще можно встретить и в начале XIX века. Окончательно умерла она с отменой фланкировки, на которую обычно направлялись лучшие наездники, не упускавшие случая померяться силами с такими же удальцами со стороны противника (фланкировка, как действия солдат на флангах частей противника не имеет ничего общего с тем, что сегодня понимается под этим термином).
В русской армии эта традиция сохранялась дольше, поддерживалась в основном за счет частей, воевавших на Кавказе: горцы не редко предлагали русским солдатам и казакам помериться силой в единоборстве и, как правило, быстро находили себе оппонентов. Поединки эти проходили с переменным успехом, во время его проведения обе воюющие стороны, как правило, прекращали огонь, в том числе и на то время, которое требовалось победителю, чтобы собрать трофеи с побежденного. Эту кавказскую традицию русские принесли с собой и в Крымскую войну, хотя и с изменениями, обусловленными изменившимися условиями этой войны...Традиции поединков, сохранившиеся с весьма древних времен, медленно уходили с полей сражения. Даже в Европе с ее массовыми армиями, в большинстве своем чуждыми понятиям чести, описание таких дуэлей еще можно встретить и в начале XIX века. Окончательно умерла она с отменой фланкировки, на которую обычно направлялись лучшие наездники, не упускавшие случая померяться силами с такими же удальцами со стороны противника (фланкировка, как действия солдат на флангах частей противника не имеет ничего общего с тем, что сегодня понимается под этим термином). В русской армии эта традиция сохранялась дольше, поддерживалась в основном за счет частей, воевавших на Кавказе: горцы не редко предлагали русским солдатам и казакам помериться силой в единоборстве и, как правило, быстро находили себе оппонентов. Поединки эти проходили с переменным успехом, во время его проведения обе воюющие стороны, как правило, прекращали огонь, в том числе и на то время, которое требовалось победителю, чтобы собрать трофеи с побежденного. Эту кавказскую традицию русские принесли с собой и в Крымскую войну, хотя и с изменениями, обусловленными изменившимися условиями этой войны.
Один такой любопытный случай произошел уже на исходе Крымской войны. Противоборствующие стороны ожидали заключения мира, однако разъезды по-прежнему высылались, и мелкие стычки не были редкостью. В одной из таких стычек сотня черноморских казаков, пустившись в притворное бегство, заманила под удар двух засадных сотен эскадрон турецких гусар. Будучи окруженными, гусары не стали испытывать судьбу и сдались. Однако, в составе гусарского эскадрона был английский офицер, капитан генерального штаба Шервуд, который в силу сложившихся обстоятельств, сошелся в своеобразном поединке с черноморским казаком, хорунжим Черным. Вот как описывает этот поединок очевидец:
Любопытно, что оба "поединщика" решили не испытывать судьбу с длинным клинком в руках, решив выяснить отношения на огнестрельном оружии.
Однако этим дело не ограничилось: раненого Шервуда принесли в село, в котором квартировали казаки, и хорунжий Черный ухаживал за ним как за своим близким родственником. Тяжело раненый капитан прожил около суток. Перед смертью он пригласил к себе генерала Сухотина, исповедовался ему и просил переслать своей матери золотой медальон с ее портретом, который хранился у него на груди. В соответствии с законами чести, последняя просьба умирающего была исполнена в точности: медальон был переслан по назначению через главный штаб. Мать Шервуда, получив его, в знак благодарности прислала генералу Сухотину военный бинокль.
О поединке казака с черкесом можно прочитать здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!
Источник
Свежие комментарии