Объединение всех адыгских племен и общин в составе одного политического образования имело исключительное значение для адыгской общности. Это был решительный шаг в направлении этнической консолидации адыгов и сложения раннесредневековой адыгской народности. Не случайно политическое сплочение адыгов запечатлелось в исторической памяти всех этнотерриториальных групп, говоривших на адыгских языках, и даже их соседей осетин, которые считают одного из своих героев (святых) Хетага сыном (потомком) Инала.
По существу именно с этого времени за адыгской общностью утверждается общий этноним, которым обозначаются все адыги вне зависимости от их территориального положения. Для хазар и народов Востока это этноним восточной конфедерации – «касаг» (в позднейшем русском варианте – «касоги»), для Византии и стран Запада этноним причерноморской конфедерации – «зихи», для народов Закавказья в равной степени оба этнонима: «касаг» в форме «кашаг», проникший через сванов и овсов, и «джик» («джики»), усвоенный через абасгов и апсилов. Появление общего этнонима свидетельствует о возникновении общего этнического самосознания, упрочении внутренних этнокультурных связей и о начале распространения внутри общности одного языка-диалекта, выступающего в качестве языка-посредника в межплеменном и межтерриториальном общении...Объединение всех адыгских племен и общин в составе одного политического образования имело исключительное значение для адыгской общности. Это был решительный шаг в направлении этнической консолидации адыгов и сложения раннесредневековой адыгской народности. Не случайно политическое сплочение адыгов запечатлелось в исторической памяти всех этнотерриториальных групп, говоривших на адыгских языках, и даже их соседей осетин, которые считают одного из своих героев (святых) Хетага сыном (потомком) Инала. По существу именно с этого времени за адыгской общностью утверждается общий этноним, которым обозначаются все адыги вне зависимости от их территориального положения. Для хазар и народов Востока это этноним восточной конфедерации – «касаг» (в позднейшем русском варианте – «касоги»), для Византии и стран Запада этноним причерноморской конфедерации – «зихи», для народов Закавказья в равной степени оба этнонима: «касаг» в форме «кашаг», проникший через сванов и овсов, и «джик» («джики»), усвоенный через абасгов и апсилов. Появление общего этнонима свидетельствует о возникновении общего этнического самосознания, упрочении внутренних этнокультурных связей и о начале распространения внутри общности одного языка-диалекта, выступающего в качестве языка-посредника в межплеменном и межтерриториальном общении.
В связи с этим нельзя пройти мимо свидетельства жития Константина (Кирилла) Философа, где среди народов, имеющих свою письменность – «книги и богослужение на своем языке», рядом с иверами (грузинами) и авасгами (абхазами) названы сугды.* Появление этого свидетельства в тексте жития вряд ли можно считать случайностью. Около 860 г. Константин сам побывал в Хазарии, и его путь из Херсона в ставку кагана шел через Керченский пролив и низовья Дона, а обратно в Херсон – через Тамань и Боспор. Константин, создавший позднее славянскую азбуку, несомненно, во время своих странствий проявлял интерес к языкам встречавшихся ему на пути народов и к распространению грамотности в тех городах и странах, которые он посещал. Упоминание письменности на языке сугдов может указывать, во-первых, на то, что в течение VIII–IX вв. диалект именно этой этнотерриториальной группы адыгов, благодаря ее близости к хазарско-византийским культурным центрам Тамани и Таврики, получил наибольшее распространение внутри адыгской общности, и, во-вторых, о том, что зихская церковь не осталась в стороне от объединительной деятельности Инала и путем создания собственной адыгской письменности попыталась внести свой вклад в укрепление ее единства.
Другие статьи:
Что такое Кавказ?
Черкеска - легендарный национальный костюм народов Кавказа
Уникальные места Кавказа. Плато Бермамыт
Источник
Свежие комментарии