О том, что русские дезертиры, солдаты, бежавшие из своих частей к горцам, были среди тех немногих мюридов, которые остались верны имаму Шамилю до конца, до взятия русскими аула Гуниб 25 августа 1859 года, многие сегодняшние кавказские "этноисторики" вспоминать не любят. Причина понятна: придется отвечать на вопрос о том, а где были все те многочисленные отважные наибы и мюриды, которые под руководством имама в 1843 году едва не выбили русскую армию из Дагестана.
И тогда придется говорить и о том, что многие из них перешли на службу русскому царю, приняв из его рук воинские звания и награды, а некоторые даже вместе с русскими осаждали Гуниб. Как, например, Даниял-бек, мудир (правитель нескольких наибств) Шамиля, который, принеся присягу верности имаму в 1844 году, явился с повинной к князю Барятинскому в августе 1859 года, и, находясь вместе с русскими, осаждавшими Гуниб, имел наглость подойти к идущему на встречу с Барятинским Шамилю. Но факт остается фактом - русские остались среди тех немногих горцев, кто остался верен имаму Шамилю до конца. Даже несмотря на то, что к этому времени им было обещано уже полное помилование...О том, что русские дезертиры, солдаты, бежавшие из своих частей к горцам, были среди тех немногих мюридов, которые остались верны имаму Шамилю до конца, до взятия русскими аула Гуниб 25 августа 1859 года, многие сегодняшние кавказские "этноисторики" вспоминать не любят. Причина понятна: придется отвечать на вопрос о том, а где были все те многочисленные отважные наибы и мюриды, которые под руководством имама в 1843 году едва не выбили русскую армию из Дагестана. И тогда придется говорить и о том, что многие из них перешли на службу русскому царю, приняв из его рук воинские звания и награды, а некоторые даже вместе с русскими осаждали Гуниб. Как, например, Даниял-бек, мудир (правитель нескольких наибств) Шамиля, который, принеся присягу верности имаму в 1844 году, явился с повинной к князю Барятинскому в августе 1859 года, и, находясь вместе с русскими, осаждавшими Гуниб, имел наглость подойти к идущему на встречу с Барятинским Шамилю. Но факт остается фактом - русские остались среди тех немногих горцев, кто остался верен имаму Шамилю до конца. Даже несмотря на то, что к этому времени им было обещано уже полное помилование.
Как известно, Шамиль приложил много усилий для того, чтоб русских дезертиров в горах встречали максимально гостеприимно, и постарался сколотить из них боевой отряд. И это ему удалось: уже в 1842 году генерал Ольшевский в своем рапорте под грифом "весьма секретно" генералу Граббе писал, что
Генерал Ольшевский предлагал с этими дезертирами особо не церемониться, а просто расстреливать. И этот подход был принят официально. Так, уже позже князь Воронцов писал князю Бебутову по поводу русских дезертиров, взятых в плен в одном из боев с отрядом Шамиля:
Однако репрессии не очень помогали, и по оценкам все того же Воронцова, Шамиль располагал отрядом не менее чем в 300 русских, служивших ему "действительно" и "не по принуждению". Впрочем, в бою у Цудохара в 1846 году, в котором князь Бебутов нанес поражение Шамилю, из этого отряда погибло около 150 человек.
Поражения имама, которые он начал терпеть в конце 1850-х годов, отразились и на численности русского отряда, однако, в Гунибе из 400 мюридов, которые остались с имамом до конца, русские вполне могли составлять отряд до 50 человек. Цифра эта получается из упоминаний о них, которые имели место в некоторых научных работах, а самое главное - в воспоминаниях участников штурма Гуниба.
Так, например, советский историк Покровский пишет, что у Шамиля в ауле было 30 русских дезертиров, из которых 8 были взяты в плен и казнены в ауле.
Впрочем, в мемуарах участников штурма Гуниба ни о каких казнях не упоминается, а вот участие русских в защите Гуниба говорится не раз. Наиболее точное упоминание об этом оставил Т. Горшельт, известный художник, который был в составе отряда князя Барятинского во время осады Гуниба и оставил чрезвычайно интересные воспоминания об этом, которые на русский язык не переводились. О русских дезертирах он упоминает, когда описывает взятие русскими батальонами второй стены, преграждающей им путь в Гуниб:
Как уже упоминалось, о русских, воевавших на стороне Шамиля при Гунибе, писали и другие русские, участвовавшие в штурме аула. Думается, что не все они погибли. Часть вполне могла остаться неузнанными и уйти вместе с теми мюридами, которые ушли из Гуниба после того, как Шамиль был пленен.
О бое Шамиля с русскими в Гимрах в 1832 году можно прочитать здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!
Источник
Свежие комментарии