На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Михаил Беленков
    Читал в детстве "Сказания о нартских богатырях". Читал и перечитывал. Урызмаг, Шатана, Сослан, Батрадз... До сих пор ...«Героический  эпо...
  • Валерий Шумков
    "... в разгроме крестоносцев Салах ад-Дина" - у Салах ад-Дина были свои крестоносцы ? Очень интересноЧеркесский султан...
  • Руслан Техажев
    Ничего не может быть влиянием на историческую память и бывшие в далекие времена события.. Было. Но спекулируя на исто...Военное дело адыгов

Касоги: упоминания письменных источников. Аль Масуди

Аль Масуди

  • Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди (ок. 896, Багдад, — сентябрь 956, Фустат, современный Каир) — арабский историк, географ и путешественник. Как первый арабский автор, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера, заработал прозвище «арабского Геродота».

В произведении Аль Масуди, называемом «История Ширвана и Ал-Баба (Дербента)», написанного примерно в 930 году, ни зихи, ни абасги не упоминаются. Но упоминается Северо-Восточное Причерноморье. Согласно автору, кашаки (касоги) прятались от алан в крепостях, находящихся на побережье моря. В связи с этим возникает вопрос, в каких именно крепостях прятались касоги? Пять крепостей, которые находились между рекой Шахе и Геленджиком, было недостаточно, чтобы защитить целую народность касогов. И не факт, что эти крепости к тому времени могли сохранить свою обороноспособность. Возможно, речь идёт о других крепостях, расположенных на Таманском полуострове, и на отрезке Причерноморья между Геленджиком и Таманью. В таком случае, эта версия полностью согласуется с локализацией касогов. Но тогда тут нет речи о зихах, которых пытаются увидеть в этом произведении под именем касогов.

Константин VII Багрянородный также, как и Аль Масуди упоминает набеги аланов, но указывает, что зихи используют в качестве убежища от этих набегов острова, а не крепости. Видимо, аланы действительно регулярно совершали набеги и на касогов и на зихов. Весь вопрос в том, какие крепости были использованы и какие острова для защиты от них?

И по локализации их станет ясно в каком случае были касоги, а в каком зихи.

За царством аланов находится народ, называемый кашак и живущий между горой Кабх и Румским (Византийским) морем. Этот народ исповедует религию магов. Среди племен этих мест нет народа более изысканной наружности, с более чистыми лицами, нет более красивых мужчин и более прекрасных женщин, более стройных, более тонких в поясе, с более ясной линией бёдер и ягодиц, и [вообще] нет народа лучшей внешности, чем этот. Наедине их женщины, как описывают, отличаются сладостностью. Они одеваются в белое, в румскую парчу, в ярко-алую ткань и в различные парчовые ткани, затканные золотом. В их стране производятся различные ткани из льна того сорта, который именуется тала и который более тонок и носок, чем сорт дабики; один отрез его стоит 10 динаров, и он вывозится в соседние страны ислама. Такие же ткани вывозятся и смежными народами, но славится сорт, вывозимый этими [кашаками]. Аланы более мощны, чем кашаки, которые не могли бы справляться с аланами, если бы их не защищали крепости на морском побережье.

Аль Масуди писал, что касоги исповедуют религию магов, то есть, получается касоги были язычниками, и вероятно, это именно они оставили кремационные захоронения в районе Анапы и низовий Кубани.

Ссылка на первоисточник
наверх