Происхождение второго элемента герба «Кабардинской земли» – скрещенных стрел – Е.В. Пчелов объяснить не смог, но подчеркнул существование такого элемента на гербе «Государь Иверские земли» этого же гербовника. Исследователь подчеркивает вероятность того, что эта эмблема (скрещенные стрелы) могла бытовать в адыгской среде, «в том числе, и в роде князей Черкасских, представители которого в какой-то степени могли оказать влияние на создание кабардинской эмблемы “Титулярника”».
..Происхождение второго элемента герба «Кабардинской земли» – скрещенных стрел – Е.В. Пчелов объяснить не смог, но подчеркнул существование такого элемента на гербе «Государь Иверские земли» этого же гербовника. Исследователь подчеркивает вероятность того, что эта эмблема (скрещенные стрелы) могла бытовать в адыгской среде, «в том числе, и в роде князей Черкасских, представители которого в какой-то степени могли оказать влияние на создание кабардинской эмблемы “Титулярника”».
Родственно и политически связанный с кабардинской знатью Сефербей Заноко (его отец, основатель города и крепости Анапа Мехмед-Гирей Зан являлся родным дядей Атажуки Хамурзина, валия Большой Кабарды) мог использовать местный геральдический опыт при создании Санджак-Шерифа. Скрещенные стрелы семантически могут быть связаны с клятвой в священном месте. У адыгов существовала практика принесения клятвы в священном месте, во время которой стороны в знак нерушимости договора ломали стрелу. Так, после принесения клятвы, обета и при скреплении договора стороны ломали стрелы и оставляли их в знак нерушимости слова в Татартупе.
Самир Хотко: «Санджак-Шериф» или «Делиберти», – проблема происхождения черкесского флага Келлогг М.К. (Miner Kilbourne Kellogg, 1814-1889).
Портрет Зефир-Бея (Сефер-Бея Зана), известного черкесского вождя, аристократа, военного лидера и дипломата. Константинополь, 1845 г.
С. Заноко являлся единственным полномочным черкесским лидером, способным санкционировать создание флага. Дж. Бэлл подчеркивает то обстоятельство, что отбытие Сефербея в Стамбул не было его личным делом, но что предварительно он объездил различные области Черкесии и заручился поддержкой «вождей и влиятельных персон, чтобы добиться своего назначения в качестве посла, коему поручено будет обеспечить краю помощь зарубежной державы».
Российский посол в Турции Бутенев в письме барону Розену, командующему Кавказским корпусом, подчеркивал это важнейшее обстоятельство: «Он (Сефербей, прим. С.Х.) имел у себя письменно род полномочий, скрепленных печатями около 200 горских узденей и начальников». Период, когда Сефербей совершил объезд различных районов Черкесии, по всей видимости, относится к лету и осени 1831 г. В это время он упоминается в состав руководителей народного собрания, которое перемещалось из района Майкопа на Большой Зеленчук, с целью консолидировать население и привести его к присяге. Если С. Заноко был политическим лидером собрания, то его военным лидером был избран кабардинский князь Асламбек Бесланов. В Турцию С. Заноко отплыл втайне от русских властей весной 1832 г..
Согласно русскому источнику, английский посол лорд Понсонби вел переговоры с князем Сефер-беем, который прибыл в Константинополь в качестве «уполномоченног о старшин двенадцати кавказских племен для переговоров с турецким правительством и английскими представителями в турецкой столице; о ходе этих переговоров Понсонби лично писал Беллу».
Другие статьи:
Дегоев В. В. Большая игра на Кавказе (2003)
Как русский офицер Потто говорил о черкесах?
Гомборский Воспоминания о Верхне-Абадзехском отряде с 1 сентября 1861 по март 1862 г. (Военный сборник, 1866, № 9)
Городецкий Б. М. Библиография Кубанского края (1918)
Источник
Свежие комментарии