Адольф Дирр в статье «Современные названия кавказских племен» писал, что «...труды Розена, Шифнера, Услара, Броссе, Лопатинского, Эркерта и других дают нам возможность перенести хаотическое многоязычие Кавказа из области сказки на почву положительных знаний. Страшная путаница, царившая в кавказской номенклатуре, немало содействовала образованию многочисленных лингвистических сказок; было известно громадное количество названий, но неизвестны народы, их носившие: многие народности не были известны под названием, которым они сами себя называли, а под тем или теми, которые давали им соседние народы» .
Однако оптимизм А. Дирра, который вытекал из того, что появились солидные языковедческие работы, которые, как полагал он, должны были внести ясность в путаницу с кавказскими этнонимами, не оправдался. Спустя много лет, в 1928 г. в Известиях Академии Наук СССР была опубликована статья известного советского лингвиста А.Н. Генко «О языке убыхов», в которой автор ставил своей целью объяснить этническое содержание этнонима ДЖИК (ДЖИГЕТ) — названия одного из народов Западного Кавказа. А.Н. Генко, заметивший большой разброс мнений разных авторов относительно названий Джигеты и Садзы, был вынужден признать, что в этом вопросе господствовал самый настоящий хаос. От себя добавим, что пессимизм А.Н. Генко можно было отнести не только к проблеме Садзов и Джигетов, но и других названий народов Западного Кавказа. Со времени публикации А.Н. Генко прошло около 90 лет, но невозможно утверждать, что есть окончательное научное решение проблемы этимологии этих и других этнонимов Западного Кавказа...Адольф Дирр в статье «Современные названия кавказских племен» писал, что «...труды Розена, Шифнера, Услара, Броссе, Лопатинского, Эркерта и других дают нам возможность перенести хаотическое многоязычие Кавказа из области сказки на почву положительных знаний. Страшная путаница, царившая в кавказской номенклатуре, немало содействовала образованию многочисленных лингвистических сказок; было известно громадное количество названий, но неизвестны народы, их носившие: многие народности не были известны под названием, которым они сами себя называли, а под тем или теми, которые давали им соседние народы» . Однако оптимизм А. Дирра, который вытекал из того, что появились солидные языковедческие работы, которые, как полагал он, должны были внести ясность в путаницу с кавказскими этнонимами, не оправдался. Спустя много лет, в 1928 г. в Известиях Академии Наук СССР была опубликована статья известного советского лингвиста А.Н. Генко «О языке убыхов», в которой автор ставил своей целью объяснить этническое содержание этнонима ДЖИК (ДЖИГЕТ) — названия одного из народов Западного Кавказа. А.Н. Генко, заметивший большой разброс мнений разных авторов относительно названий Джигеты и Садзы, был вынужден признать, что в этом вопросе господствовал самый настоящий хаос. От себя добавим, что пессимизм А.Н. Генко можно было отнести не только к проблеме Садзов и Джигетов, но и других названий народов Западного Кавказа. Со времени публикации А.Н. Генко прошло около 90 лет, но невозможно утверждать, что есть окончательное научное решение проблемы этимологии этих и других этнонимов Западного Кавказа.
Что нам говорят такие названия как АДЫГ, ЧЕРКЕС, АБАЗА, АБХАЗ, ШАПСУГ, АБАДЗЕХ, УБЫХ, НАТУХАЙ, ЕГЕРУКАЙ, САДЗ и другие? Такой же вопрос возникает и в отношении древних этнонимов античных времен: КОЛХИ, АБАЗГИ, САНИГИ, ГЕНИОХИ, КОРАКСЫ, ФТЕЙРОФАГИ, КОЛИКИ, КОЛЫ, ЗИХИ, АХЕИ, КАСОГИ, КА-ШАКИ, МЕОТЫ, ТОРЕТЫ, КЕРКЕТЫ, СИНДЫ, ДОСКИ и др.
Чтобы как-то пролить свет на эти проблемы, необходимо, на наш взгляд, установить логико-семантические, когнитивные и этимологические связи между: а) племенными названиями западно-кавказских народов; b) между самими кавказскими этническими названиями и древними этнонимами античных времен. Такой подход даст возможность выяснить, в какой мере древние этнонимы античных времен отражали былую реальную этно-демографическую ситуацию на Западном Кавказе, где в особенности в XIX веке благодаря русским генералам, военным и разведчикам, как в «бермудском треугольнике» появлялись и исчезали названия местных этнических групп, пока не грянуло время великого исхода. На огромной территории, начиная от устья р. Кубани до р. Бзыби, очищенной от аборигенного населения, воцарилось оглушительное молчание, и искать следы исчезнувших народов, которые могли бы засвидетельствовать свое присутствие на этой земле, стало почти невозможным.
Другие новости:
На побережье Чукотки вымыло таинственных «морских змей»
Пес «уговорил» вредную лошадь ходить на водопой в лютый мороз
От сахарной Антарктики до портрета тихоходки: названы лучшие фото о жизни на Земле
Жительница Австралии показала опасность местных дождей
В Кремле не видели видео о жестокости предполагаемых бойцов ЧВК в Сирии
Источник
Свежие комментарии