При натуральном и полунатуральном хозяйстве убыхи в небольших размерах вели с турецкими купцами торговлю во многих прибрежных пунктах: в устье Шахе, в Вардане, в устьях рек Дагомыс, Псахе, Сочи и Хоста. Особенно славился убыхский порт Мамай в устье Псахе. Часть товарообмена шла через Туапсе, Геленджик и Анапу на севере Черноморского побережья Кавказа, а также через Адлер.
Ввозились шелковые и хлопчатобумажные ткани и изделия из них, сукно, холст, тафта, порох и свинец, оружие, соль, медь и медная посуда, косы, серпы, топоры и ряд других товаров.При натуральном и полунатуральном хозяйстве убыхи в небольших размерах вели с турецкими купцами торговлю во многих прибрежных пунктах: в устье Шахе, в Вардане, в устьях рек Дагомыс, Псахе, Сочи и Хоста. Особенно славился убыхский порт Мамай в устье Псахе. Часть товарообмена шла через Туапсе, Геленджик и Анапу на севере Черноморского побережья Кавказа, а также через Адлер. Ввозились шелковые и хлопчатобумажные ткани и изделия из них, сукно, холст, тафта, порох и свинец, оружие, соль, медь и медная посуда, косы, серпы, топоры и ряд других товаров.На продажу шло зерно, включая кукурузу, шерсть, сукно грубой выделки, бурки, шкуры крупного рогатого скота и диких животных, а также овец и коз.
Довольно много вывозилось меда и воска одомашненных и диких пчел. У убыхов, как и у соседних с ними абазинских племен долины р. Мзымты, пчеловодство было хорошо развито и пользовалось большим почетом. Пасеки располагались на приусадебных участках, в общественных садах, в лесах и на высокогорных лугах. Собирался также мед диких пчел.
Разбойничьи набеги убыхов на соседние и дальние племена Кавказа давали им много пленных и значительные доходы в работорговле вплоть до середины XIX века. Большой знаток этнографии Кавказа Ад. Берже писал о работорговле, в течение многих столетий процветавшей на Западном Кавказе: «Пленопродавство, неизменный спутник грабежей и набегов, вошло в нравы и обычаи горских народов и распространилось даже на собственных детей...»1
Лишь в период существования на Черноморском побережье Кавказа линии русских крепостей (1837-1854 гг.) и одновременного крейсирования вдоль берегов кораблей Черноморской эскадры удалось в значительной мере заглушить процветавшую на Западном Кавказе работорговлю, но полностью она не прекратилась. Контрабандные турецкие суда в ночное время причаливали к берегу в отмеченных световыми сигналами (кострами) безопасных местах, обычно в устьях рек, где суда могли быть вытащены на сушу и укрыты в береговых зарослях. Выгрузив свои товары и загрузив «живой товар», контрабандисты в одну из следующих ночей при попутном ветре покидали кавказский берег.
В особенно больших масштабах работорговля осуществлялась у убыхов, и значительно меньше у причерноморских шапсугов. Живой товар у убыхов был основным продуктом сбыта, добывавшимся в многочисленных грабительских и воинских набегах. Многие убыхи продавали в Турцию в состоятельные семьи своих сестер или дочерей, под видом выдачи замуж за большой выкуп (калым). В результате значительная прослойка убыхов имела родственников в Турции, что сыграло определенную роль в последний год Кавказской войны при решении вопроса: переселиться на Кубань или в Турцию. Из-за примитивности способа производства рабов в убыхских хозяйствах содержали относительно мало. Считалось более выгодным сбывать их в Турцию и взамен получать необходимые товары.
В период блокады Черноморского побережья Кавказа русскими военными крейсерами одним из способов контрабандной работорговли было использование права на паломничество в Мекку. Под этим видом, например, джигетские работорговцы вывозили из Адлера в Турцию на продажу плененных женщин и детей, как членов своих семей и, возвращаясь назад, привозили приобретенные этой продажей товары.
Рабы были главным предметом экспорта на восточном берегу Черного моря с древнейших времен. Об этом имеются свидетельства целого ряда античных авторов.
Рабыни-девушки вывозились в Турцию для гаремов турецких вельмож, а рабы-мужчины поступали на пополнение янычар и в трапезундские медные рудники.
Посредниками в торговле с Турцией являлись купцы-профессионалы из турок, армян и лазов. Многие из них на Черноморском берегу Западного Кавказа имели собственные дома и склады. К середине XIX века появились торговцы и из среды убыхов, которые сами совершали на собственных суднах торговые рейсы в Турцию. Торговля в самой Убыхии осуществлялась посредством натурального обмена. При этом условной мерой счета при торговых сделках служила голова крупного рогатого скота.
Внутренний обмен производился главным образом между горной Убыхией и приморскими обществами. Горные убыхи поставляли мед, фрукты, рабов в обмен на продукты земледелия. Торговля через горную Убыхию велась и с абад-зехами, большей частью поставлявших убыхам продукты земледелия, главным образом хлеб. Через убыхов шел к абадзехам также поток турецких товаров, и в обратном направлении - рабы.
Свежие комментарии