На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

«Воровали и будут воровать!»: краткая история российской коррупции

[i]Не знаю как для иностранцев, но для нашего человека взяточничество чиновников, мздоимство, кумовство и другие формы чиновничьего стяжательства стали чем-то вроде бича российской истории...

Не знаю как для иностранцев, но для нашего человека взяточничество чиновников, мздоимство, кумовство и другие формы чиновничьего стяжательства стали чем-то вроде бича российской истории.

Регулярно раздаются небезосновательные кличи «Перевешать их всех – тогда будет порядок!» или «Сталина на них нет!».

Признаю, желание понятное, но было бы неплохо узнать, когда появилось это явление на Руси и как с ним боролись в различные периоды.

Начало

Началось это, разумеется, еще в родовом обществе, где свой брат-кум-сват всегда в приоритете перед отдаленным родственником.

По сути, уже само формирование такого явления как князья, изначально имеющие право на власть просто потому, что они принадлежат к определенному роду, является ни чем иным как узаконенной формой коррупции.

Но если говорить о взяточничестве, то впервые на страницах летописей оно появляется в XIII веке. И сразу же его порицают. Как и следовало ожидать, виновные не устыдились.

Борьба Рюриковичей

Таковыми можно считать двух Грозных царей, приходившихся друг другу дедом и внуком соответственно. Речь об Иване III и Иване IV.

Первый попытался ограничить не коррупцию вообще, а мздоимство, как называлось получение «благодарности» за выполнение своих законных обязанностей. Но мздоимцы «мздели» и дальше.

Иван IV решил взяться за дело с присущей ему брутальностью и просто ввел смертную казнь для судебных чиновников. Правда, не за мздоимство, а за лихоимство, что подразумевало уже не «благодарность», а обычный подкуп, сиречь взятку.

Однако в итоге выяснилось, что никакие «Курбские», никакие политические оппоненты не обладают такой решимостью идти до конца как коррупционеры.

В общем, те не сдавались и вероятно перед казнью даже думали что-то типа «Всех не перевешаете!». Эх, их бы энергию да в мирных целях!

Алексей Тишайший

При нем на соль был повышен налог, сразу же пошла вверх коррупция и итогом стал соляной бунт. Вопреки мнению классика, этот русский бунт бессмысленным отнюдь не был, поскольку направлен был на тех самых взяточников, наживавшихся на сложной ситуации.

Власти нашли с бунтарями некое подобие общего языка и сделали то, о чем давно мечтают наши современники: две крупные фигуры, сравнимые с нынешними министрами, повинные в лихоимстве, были отданы народу на растерзание, ибо было видно, что «кипит его разум возмущенный», так что до «готовности идти в смертный бой» лучше не доводить.

Через год Алексей Михайлович расширил список должностных лиц, подлежавших уголовной ответственности за эту форму не предусмотренных уставом инициатив.

Как и следовало ожидать, министры, посмотрев на двух растерзанных, перекрестились, облегченно вздохнули, сказали: «Пронесло!» и, вознеся молитву Пресвятой Богородице, мужественно продолжили нести свой тяжкий крест.

Петр I: «Научил курить – отучу и воровать!»

Сей монарх решил подойти к делу в более современном ключе: ограничил для воевод срок пребывания у власти двумя годами. А чтобы те не стремились отжать за это время все что только возможно, ввел такой пункт как избрание на второй срок по просьбе народа.

Нетрудно догадаться, что обеспечить «всенародную поддержку», «высокий рейтинг доверия» и «отсутствие достойных альтернатив» воеводы умудрялись без особых трудов.

Плохо было то, что возможность тактически манипулировать воеводами у царя была ограниченной. Приходилось выбирать из того, что есть, и часто умелый стяжатель был полезнее бестолкового нестяжателя. Что делать? Надо мириться!

Аналогичная ситуация была с приглашенными спецами из Европы. Поскольку кадров еще хронически не хватало, на их должностные преступления царь смотрел сквозь пальцы.

Позже он ввел смертную казнь для тек, кто подкупал и кто был подкуплен. Это научило и тех и других искусству маскировки. Тем, кто доносил на чиновника-взяточника, доставалось все его имущество, включая недвижимость. Порой доставалась и должность!

Разумеется, сообразительные люди сразу поняли, какой фантастический социальный лифт был для них сооружен и бросились бороться за правду всеми неправдами .

По оценкам историков взяточничество и расхищение бюджета при Петре I не только не убавились, но и достигли невиданных масштабов. Хотя во многом это объяснялось множеством начинаний и реформ, всегда сопровождающихся усилением коррупции.

«О век златой Екатерины»

Как известно, золотистый окрас этой эпохи существовал по большей части в литературе. Но для мздоимцев он стал и в самом деле если и не золотым, то хотя бы позолоченным, ибо уголовные наказания заменяли штрафами в пользу богоугодных заведений.

В итоге масштаб взяточничества несколько возрос с учетом вынужденных трат на богадельни.

Железный Николай

Николай I, подобно нынешнему владыке, создал мощнейшую вертикаль власти. В теории все должно было работать.

На практике же он говорил своему наследнику, что во всей России, вероятно, не воруют только они двое.

После такого признания впору было и по стакану накатить по тихой грусти.

Александр III

Он, видимо, понял, что папенькина «вертикаль», в рамках которой всем положено изображать то, что приказано, работает хуже некуда. Решил бороться с ворами путем обеспечения большей прозрачности.

Стали публиковаться списки о материальном состоянии чиновников и том, что откуда взялось. Как ни странно, даже как-то работало. Но земельные реформы создали бесчисленное количество лазеек, так что взяточников не убавилось.

Его дело продолжил Александр III, боровшийся в том числе и с грандиозными откатами, которые расцвели на ниве железнодорожного сообщения.

Николай Кровавый

Страна шатается, в воздухе пахнет не одной войной, а сразу многими, в том числе и с собственным народом. Идет рост военных заказов и разработка полезных ископаемых.

Коррупция возросла еще в несколько раз во время войны с Японией, когда порой создавалось впечатление, что страна проигрывает не столько стране Восходящего солнца, сколько собственным вредителям.

Император даже отменил амнистию для уличенных в лихо- и мздоимстве. Но преступников это не устрашило.

Важно отметить, что спецификой дореволюционного законодательства было то, что коррупция подразумевала взяточничество и казнокрадство.

Последнее было расхищением бюджета, а взяточничество делилось на лихоимство и мздоимство. Кумовство же, как и смешивание «государственных интересов с личными» посредством внедрения в чиновничью деятельность своего бизнеса, считалось почти что нормой.

Большевики

Эти как решили строить «наш новый мир», так уж решили! Не знали они, что «новый мир» строится не впервые. Не знали они и о достойном подражания мужестве коррупционеров.

Поэтому в 1922 году за взяточничество ввели расстрел, наивно думая, что этого будет достаточно. И, надо же, казалось, что взяточников становится меньше.

Увы, это была иллюзия, ибо взяточники мужества нисколечко не утратили: просто структура новой власти была столь неопределенной, что людям было неясно кому и сколько и за что нужно давать. Да и сами чиновники тоже не всегда понимали, с кого сколько брать, и кому отчислять за «крышу».

Но потом все устаканилось и чиновники стали брать «свое» как деньгами, так и всем прочим, вплоть до драгоценностей и продуктов.

Сталин

Тот самый Сталин, которого «на вас/нас/их не хватает». При нем с коррупцией боролись активно, причем своеобразными волнами, когда могли долгое время повсеместно разбирать именно такие дела.

Кто-то сел, кто-то был пущен в расход, не добиться удалось разве что точечного сдерживания, устранив колоссальные хищения. Мелкое же и среднее взяточничество никуда не исчезло.

Даже во время Великой отечественной чиновники бесстыдно воровали даже еду для солдат, а власти только обозначали это как «несоветское отношение к социалистической собственности».

Ну а потом пришла новая эпоха и о том, что творилось в 70-х – 80-х рассказывать особо не нужно. И, судя по заявлениям членов нашего же правительства, никаких успехов на данной ниве правительство не достигло до нынешнего дня. Может, решило, что если за тысячу лет не вышло, то и пытаться не стоит?

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх