Заслуженные путешественники России провели в Адыгее благотворительную акцию и передали детям подарки. Вручить их в республику приехал представитель мотоклуба «Ночные Волки», член Русского географического общества, мототурист, участник 65 экспедиций и трех кругосветных путешествий, охвативших 110 стран, Юрий Волков.
В интервью «СА» он рассказал о том, как объединить людей разного возраста и интересов поездкой на Северный полюс, можно ли спастись, если в пустыне заглох двигатель, и почему он хочет подарить свой мотоцикл одной крупной компании.Заслуженные путешественники России провели в Адыгее благотворительную акцию и передали детям подарки. Вручить их в республику приехал представитель мотоклуба «Ночные Волки», член Русского географического общества, мототурист, участник 65 экспедиций и трех кругосветных путешествий, охвативших 110 стран, Юрий Волков. В интервью «СА» он рассказал о том, как объединить людей разного возраста и интересов поездкой на Северный полюс, можно ли спастись, если в пустыне заглох двигатель, и почему он хочет подарить свой мотоцикл одной крупной компании.— Юрий, вы десять раз вписали свои достижения в Книгу рекордов России и установили тринадцать мировых рекордов в сфере путешествий. Как получилось, что мотоциклист развернул самый большой российский флаг на льдине Северного полюса?
— Идея родилась три года назад. Дал объявление в социальных сетях. Собралось более двадцати человек из разных уголков России. Из тех, кого знал до этого, — только мой друг, остальные все незнакомые. Поездка была не из легких: от Москвы летели до Осло, оттуда — до архипелага Шпицберген, потом — ледоколом до полюса. Люди собрались абсолютно разные, кто-то из них был весьма состоятельным человеком, кто-то ехал на последние деньги, чтобы осуществить мечту. Самой молодой участнице — 20 лет, самому взрослому — 63 года. Мы развернули на дрейфующей льдине Северного полюса самый большой флаг страны, достигающий 30 метров в ширину, 50 в длину, весом 85 кг.
Но важным в этом путешествии был не столько сам рекорд, сколько то, что незнакомые люди стали настоящей командой. Мы настолько горели идеей, что даже шведы, доставлявшие нас до места, вместе с нами пели российский гимн. Сдружились и с тех пор встречаемся каждый год.
— На этом путешествие гигантского флага не закончилось?
— Мы продолжаем. За три года в акции «Самый большой флаг России» приняли участие порядка семи тысяч человек. Изначально цель была развернуть полотно в четырех стихиях. Под водой — на Байкале, в «огне» — на вулканах Камчатки, на земле — вместе с олимпийскими чемпионами развернули его в Училище олимпийского резерва №1 в Измайлове, а в воздухе — в Сергиевом Посаде. Со временем к стихиям добавились труднодоступные точки — Антарктида, Эльбрус и Северный полюс как географическая точка. Осуществлено все, кроме последнего. Договорились с руководством дрейфующего ледового лагеря Барнео — базой в непосредственной близости от Северного полюса. Мы должны были побывать там в прошлом апреле, но пандемия спутала все планы, и поездку перенесли на этот год. По завершении этого путешествия передадим легендарный флаг в музей.
Моя цель не испытать себя и свои физические возможности, а как можно больше узнать о мире и привнести в него что-то свое.
— Как в целом отразилась пандемия на вашей жизни и путешествиях?
— Мне пришлось прервать кругосветку в Чили, оставил мотоцикл в пос.Сан-Педро-де-Атакама. Жду, когда закончатся все эти события и эпидобстановка позволит продолжить маршрут. Это уже второе кругосветное путешествие, цель которого — проехать все континенты от самой южной до самой северной точки. В Латинской Америке еще предстоит посетить Парагвай, Бразилию, Венесуэлу, Боливию, Перу. Первое кругосветное путешествие осуществил в 2015-2016 годах. Сейчас еду поэтапно, делая перерывы. Если раньше мог уехать из дома хоть на год, то после того, как родилась дочь, я стараюсь не отлучаться дольше чем на два месяца.
Прошлый год для путешественников, как и в целом для всех людей, был не самым удачным, сбились все планы. Мы готовили в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне пробег по России и странам, участвовавшим в этом историческом событии. Но мероприятие также пришлось перенести на этот год.
— Расскажите о мотоцикле, на котором путешествуете.
— Уже сложно сказать, какой он марки. Изначально это Honda Х4, но весь переделанный под меня. За шестнадцать лет накатал 750 тыс. км пробега, хочу достичь отметки в миллион, и такая цифра как раз будет по завершении кругосветки. Сколько путешествую — все время пытался достучаться до компании Honda, чтобы они оказали спонсорскую помощь, но безрезультатно. Возникла мысль завершить кругосветное путешествие в Японии и подарить мотоцикл компании. Но потом подумал, что они этого все равно не оценят, а для меня он имеет большое значение. Поэтому точно пока не решил, как поступлю.
— Если мотоцикл ломается в поездке, чините самостоятельно?
— Это новые мотоциклы высокотехнологичные, а мой достаточно старенький — минимальные поломки могу устранить сам. Специально выбирал простую, но надежную модель. К тому же за столько лет узнал все его «больные места» и могу предугадать возможные неполадки.
— С чего началась любовь к мотоциклам?
— Я родился в селе Верхний Ломов Пензенской области. Дома был советский мотоцикл, на котором «рассекал» по деревне, будучи еще школьником. Это было большой гордостью для деревенского мальчишки. Затем переехал в Москву и купил себе первый японский мотоцикл. А дальше все само собой закрутилось.
— Есть ли у вас любимые страны, в которые хочется возвращаться снова и снова?
— Думаю, для каждого путешественника такая страна там, где его дом. А вот из континентов один из моих любимых — Африка. Она еще сохранила свою первозданность. Исколесил все западное и восточное побережья, север и юг. Я там достаточно частый гость еще и потому, что пишу книгу о местных племенах, изучаю их культуру и обычаи. Буквально пять лет назад еще встречались совсем дикие племена, но с каждым годом их становится все меньше. Думаю, со временем их не останется совсем. Поэтому хочется «захватить» их культуру, оставить память о ней. Неделю назад, кстати, вернулся из Эфиопии.
— Как попасть в какое-либо племя? Можно приехать, как на экскурсию?
— В той же Эфиопии, к примеру, есть племя боди, аборигены которого, по слухам, до сих пор едят людей. Поэтому ехать без приглашения и предупреждения — опасная затея. А делается это так: в городе или деревушке есть люди, которые ушли из племени, окультурились и занимаются туризмом. Такого гида, как правило, даже искать не надо, он сам вас найдет, доставит до места и договорится с вождем.
— Не страшно так рисковать и ехать туда, где вас могут съесть?
— Если соблюдать существующие правила, то риски не так велики. На территории Эфиопии есть племя мурси, которое открылось для мира недавно и ведет себя достаточно агрессивно. Они находятся под государственным контролем в целях сохранения племен, но между собой по старинке воюют за территории. Все они вооружены отнюдь не копьями и стрелами, а автоматами Калашникова. Власти периодически разоружают их, но спустя пару дней аборигены вновь приобретают оружие в соседнем Южном Судане, где совсем недавно закончилась война. Поэтому, попав к мурси, важно не нарушать правил. К примеру, если сказали не фотографировать, значит, делать этого не нужно. И так везде.
— В какие-нибудь переплеты попадали?
— Одна из самых опасных ситуаций случилась при выезде из Мавритании. В Африке есть такие местные жители, которых мы называем «помогалы». Это люди, помогающие за небольшие деньги решить какие-то вопросы. Еще одна особенность большинства африканских стран — коррупция, масштабы которой мы с другом прочувствовали как раз в Мавритании. На таможне к нам подошел такой «помогала» и предложил парковку за тысячу долларов. Мы выезжаем из страны, с чего должны кому-то отдавать такие деньги?! После отказа у нас возникли проблемы при прохождении границы. Конфликт нарастал, нам пришлось дойти до директора порта (граница пролегает через реку Сенегал). Он отправил одного из сотрудников помочь разобраться в ситуации. За то, что этот человек вступился за нас, с местными у него возник конфликт. Мы находились в ступоре. Неизвестно откуда появился какой-то сенегалец, который договорился, вроде даже заплатил за нас и посадил на отходящий паром. Мы благополучно уехали. Казалось бы, зачем ему какие-то два иностранца?.. В общем, путешествия такого характера меняют взгляд на многие вещи. В том числе понимаешь, что в мире намного больше добрых людей, чем злых или плохих.
Во время последней поездки по Южной Америке у меня заглох двигатель прямо посреди пустыни. Она находится в высокогорье. Там ночью сильный холод, а на мне была летняя одежда, ведь не планировал ночевать под открытым небом. И тут повезло. Появился местный житель, который помог вызвать эвакуатор. Ломался мотоцикл и в джунглях. Такие, казалось бы, безвыходные ситуации происходят регулярно, и всегда находятся люди, помогающие решить проблему.
Кроме того, благодаря путешествиям начинаешь ценить место, в котором живешь. В каждом доме, например, у нас течет вода из крана. А в Африке, чтобы набрать воды, женщины стоят с канистрами в большой очереди к источнику. Поэтому для понимания того, как нам повезло, в такие путешествия отправлял бы людей принудительно.
— Во время мотопутешествий где останавливаетесь?
— Не большой любитель палаток, по возможности живу в гостиницах. Моя цель не испытать себя и свои физические возможности, а как можно больше узнать о мире и привнести в него что-то свое.
— Какую страну мечтаете посетить?
— Все страны, в которых еще не был. Их осталось 86. И это только те, которые официально признаны Организацией Объединенных Наций.
— Свое первое большое путешествие помните?
— В 2000 году отправился на мотоцикле из Москвы к Черному морю. Это было событием, потому что раньше не часто мотоциклисты ездили на такие дистанции. Но активно стал путешествовать позже, с 2010 года. Принял участие в экспедиции, организованной братьями Синельниковыми, по пути русского путешественника Афанасия Никитина из Ростова в Индию на древнеславянской ладье «Русич». На ней мы прошли семь морей и океан.
Сейчас ехать куда-то как туристу неинтересно, наполняю каждое путешествие определенной идеей. И за все эти годы в моем архиве скопилось невероятное количество фотографий из самых разных уголков планеты. Организовал ряд фотовыставок «Все миры», посвященных дружбе народов. Одна из них проходила в Госдуме. Выставки — дорогостоящее удовольствие, но мне хочется делиться уникальными фото, поэтому сейчас активно развиваю блог. Как фотограф нахожусь на стадии ученика. Мое «мастерство» компенсируется эксклюзивностью снимков. (Улыбается.)
— Мотоцикл считается одним из самых опасных видов транспорта. Так ли это?
— Чаще всего бьются молодые, потому что берут навороченные модели — где много лошадей, — а опыта езды толком не имеют. Скорость в этом случае может быть смертельно опасной. Причем основная часть аварий приходится на второй год вождения. Сначала новичок учится и осторожничает, а год спустя ошибочно считает, что уже все умеет.
Сам не люблю ездить по мегаполисам — высокий транспортный трафик, мало удовольствия. Мне нравятся длинные дистанции, где менее опасно. В молодости несколько раз попадал в аварии. Долго лежал в больнице с раздробленной рукой. Однажды катался даже с гипсом на ноге.
— После этого не было мысли оставить увлечение?
— Наоборот, пока лежал в больнице, мечтал поскорее сесть за руль и бежал к окну, как только слышал звук проезжающего мотоцикла. Если бы попал в аварию сейчас, то, может быть, и задумался, а надо ли мне это? С возрастом и появлением дочери поменялись взгляды на многие вещи.
— Что бы посоветовали начинающим водителям?
— Рекомендую начинать с простых малокубатурных мотоциклов, быть осторожным и не терять голову. Помнить, что каждый год на дороге что-то меняется и мотоциклист должен учиться постоянно.
Источник: Газета Советская Адыгея
Свежие комментарии