На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Ремесло и домашнее производство

О ремесле и домашнем производстве у адыгов в XIV-XVI вв. мы можем судить как по свидетельствам итальянских и отчасти арабских авторов, так и по археологическим материалам, полученным при раскопках, в основном, погребальных памятников. В погребениях мы находим орудия труда, предметы вооружения, бытовые предметы, посуду (глиняную, металлическую, стеклянную), ювелирные изделия, предметы туалета, остатки одежды, культовые предметы.

О ремесле и домашнем производстве у адыгов в XIV-XVI вв. мы можем судить как по свидетельствам итальянских и отчасти арабских авторов, так и по археологическим материалам, полученным при раскопках, в основном, погребальных памятников.

В погребениях мы находим орудия труда, предметы вооружения, бытовые предметы, посуду (глиняную, металлическую, стеклянную), ювелирные изделия, предметы туалета, остатки одежды, культовые предметы.

Руда для выплавки металла (железа и серебра) добывалась местными жителями в рудниках Западной Черкесии и Кабарды. По свидетельству автора 80-х годов XVII века Кемпфера, адыги (черкесы) "очень трудолюбивы и добывают даже железо из рудников, которое они также куют и изготовляют из него всякого рода орудия".

Металлургическое ремесло у адыгов играло наиболее важную роль. Во все времена кузнец пользовался особым почетом и уважением. Адыгам с глубокой древности было известно производство стали. Кузнецы изготовляли сельскохозяйственные орудия - лемехи, сошники, мотыги, серпы, косы, затем различные инструменты для обработки дерева - топоры, долота, тесла, пилы; бытовые вещи - очажные цепи, ножницы, ножи, щипцы, кресала, пряжки и др. К кузнецам примыкали оружейники, которые выковывали кинжалы, сабли, наконечники копий и стрел, изготовляли кольчуги и шлемы. Кузнецы и оружейники, впрочем, как и остальные ремесленники, работали для своего аула, общины или на заказ. Эвлия Челеби, который побывал в 1666 году в адыгских селениях Закубанья, писал, что в Субаи, поселении, расположенном в двух часах пути от крепости Афипс, "все население его ремесленники, но лавок нет. Все работают дома. Здесь же находятся и все мастера". То же самое Эвлия Челеби отмечает и для пшуко (тип общинного поселения у адыгов) - "В этих пшуко все население - народ ремесленный". В данном случае речь, по-видимому, идет не только о ремесленниках-профессионалах, но и о домашнем ремесле. Так как ремесленники не работали на внешний рынок, то они полностью не порвали с сельским хозяйством.

Кроме кузнечного и оружейного ремесла существовало и ювелирное дело. Мастера-ювелиры достигли большого совершенства в изготовлении изделий из золота и серебра - женских украшений, декоративных частей оружия, поясных наборов. Представление о них дают находки в погребениях знати из Белореченских курганов XIV-XV вв., исследованных Н. И. Веселовским в 1896-1897 и 1906-1907 гг. в окрестностях г. Белореченска, и из других мест как Закубанья (ст. Тульская, Ахметовская, Андрюновская, Кужорская и др.), так и Черноморского побережья. Судя по найденным вещам, ювелиры пользовались современными приемами ремесленного производства - литьем, зернью, штамповкой, литьем с последующей резьбой.

В XIV-XV вв. у адыгов продолжает существовать гончарное ремесло, уходящее своими корнями в глубокую древность. При раскопках средневековых могильников (Убинского близ аула Афипсип, Казазовского, Гнатенков кут на р. Псекупс и ряда других) найдено большое количество глиняных сосудов местного производства - различной формы кувшины, некоторые из них орнаментированы, кружки, горшки, миски. Несколько меньше керамических изделий встречается в адыгских курганных могильниках Черноморского побережья.

Были развиты также деревообрабатывающее и косторезное ремесла и обработка кожи. Большое мастерство адыгов в обработке дерева сказывалось в изготовлении мебели, шкатулок-укладок с внутренним замком и ручкой-скобой и украшенной резьбой (из Белореченских курганов) деревянной посуды (чаш), предметов вооружения - луков, древок стрел, колчанов, ножей, кинжалов и сабель, обтянутых кожей. В Белореченских курганах были найдены остатки лука, высотою 1,3 - 1,4 м и колчаны, сделанные из бересты или дуба, один раз деревянный, обтянутый кожей. Во многих адыгских погребениях обнаружены хорошо сделанные деревянные гробы, в 15 белореченских курганах были сооружены деревянные склепы из дубовых бревен. Дерево шло также для изготовления крупорушек и других предметов домашнего обихода, сельскохозяйственных орудий (сох и др.).

Отдельную отрасль ремесла представляли кожевенники и шорники. По находкам в белореченских курганах мы можем судить, что выделывались грубого сорта юфть из кожи коровы, тонкая юфть из кожи яловки, но большая часть найденных кожевенных образцов - это козлиная с преобладанием более тонкой сафьяновой выделки. Дубление кожи производилось растительными дубителями. Из кожи изготовлялась обувь, верхняя одежда (остатки женской шубы из меха дикой козы найдены в одном из белореченских курганов), головные уборы (папахи), пояса, ремни портупей, кисеты (мешочки) для огнива, большей частью с вышивкой. Интериано пишет, что черкесы "постоянно носят с собой огниво в красивом кожаном мешочке, вышитом их женами, также бритву и оселок". В одном из белореченских курганов был найден кожаный (из юфти) походный складной стакан; встречались и кожаные сумки. Кожа шла на изготовление конской сбруи и седел.

Ряд ремесел не выходил за рамки домашнего производства. Женщины занимались прядением и ткачеством, изготовлением холста и сукна, что говорит о существовании ткацкого станка. Широко было распространено вышивание, пошив одежды, причем занимались не только женщины из бедного сословия, но и знатные. Недаром Эвлия Челеби писал, что в адыгских поселениях "все население ремесленники". Интериано сообщает, что знатные женщины не занимаются никакими другими работами, кроме вышивания, либо тканья, красиво вышивая кисеты для огнива и кожаные пояса. В белореченских курганах найдены пояса из шелковой ленты, украшенные металлическими бляхами. В одном кургане в деревянной шкатулке находилось незаконченное изящное рукоделие - вышивка золотом и шелком.

Адыги выделывали также войлок, из которого изготовляли бурки и головные уборы. Интериано описывал мужскую одежду адыга: "их верхняя одежда плащ из войлока, род католической рясы, которая носится на одном плече, оставляя свободной правую руку, на голове войлочная шапка, острая".

Предметы ремесленного производства, как выше уже говорилось, на рынок не поступали. Адыги экспортировали соленую рыбу, икру, мед, воск, меха. Интериано сообщает, что феодалы "по тайным дорогам (по плесам и болотам) тихо пробираются и нападают на бедных крестьян, детей которых и скот уводят с собой из одной страны в другую и там продают их... Большая часть забранного таким образом народа продается в невольничество". Рабами становились и военнопленные. Торговля была меновая. У адыгов, пишет Интериано, "не ходит никакая монета, особенно во внутренности края, все расчеты делаются на куски холста, размером чтобы стало на рубашку и когда они торгуются, все товары расцениваются на куски холста". В середине XVII века даже у приморских адыгов денежного обращения еще не было, о чем сообщает Эвлия Челеби, описывая пшуко (селение) черкесов, живших в окрестностях Анапы ("... В этих краях нет ни акче, ни пулов..., ни крытых рынков, ни базаров, ни постоянных дворов"). Перечисление импортных товаров, шедших через генуэзские колонии Матрегу и Копу, расположенных в землях адыгов, приводилось уже при описании торговли генуэзцев с адыгами. Дополнительные к письменным источникам сведения о торговых связях дают археологические материалы. В белореченских курганах XIV-XV вв., принадлежащих представителям адыгской знати, было встречено сравнительно много импортных предметов. Были найдены стеклянные венецианские сосуды - кувшин на высокой ножке и широкогорлый кувшин с росписью, затем стеклянные сосуды большей частью восточного происхождения, большая ваза зеленого стекла с эмалевой росписью и арабской надписью, стеклянные стаканы, частью орнаментированные эмалевой росписью. Такая форма характерна- для стеклянной посуды Сирии и Месопотамии XII-XIV вв. Кроме стеклянной найдена серебряная посуда - богато орнаментированное позолоченное блюдо венецианской работы, кубок в форме потира, серебряные чаши и др. Следует отметить, что большинство серебряных чаш было местной работы. Глиняные сосуды, найденные в курганах, поливные с росписью западного и восточного происхождения. Кроме посуды в погребениях обнаружены остатки тканей дорогих сортов - шелк и золотые ткани, почти все они восточного, большей частью иранского, происхождения. Довольно часто встречается и китайский шелк. В кургане №20 найден халат из аксамитного итальянского бархата, с подкладкой из зеленого шелка со стилизованным растительным рисунком. Привозные предметы встречаются во многих курганах Адыгеи и Черноморского побережья. Так, из Убинского могильника происходит неполивной глиняный орнаментированный кувшин среднеазиатского происхождения и поливной кувшин, покрытый синей поливой золотоордынского производства. Фрагменты поливной среднеазиатской и золотоордынской керамики найдены на Ангелинском селище (западнее ст. Ивановской). Торговые связи шли через генуэзские колонии, а позже - через турок с Западной Европой, Малой Азией и Передней Азией; через перевалы торговые пути вели в Закавказье. Сухопутные пути шли в золотоордынские города Поволжья и дальше - в Среднюю Азию.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх