Большинство респондентов оставили без ответа вопросы, связанные со знанием народной песни. Эта тема затронула только трех женщин и двух мужчин. В качестве адыгских народных песен, известных им на прежнем месте жительства, они назвали песни «Синан», «Адыгэ хэку» и другие - Кереухер», «Адыгэбзэр». На предложение перечислить известные им песни Умара Тхабисимова косовцы не отреагировали, показывая тем самым, что музыку У.
Тхабисимова они знают и воспринимают как народную. Среди песен, выученных в Адыгее, мужчины назвали «Дарихан», «Сипсэ», «Лепкылеш».Почти треть опрошенных (32 %) смотрят телевизионные программы ежедневно по 2-3 часа. Так проводят время 30 % женщин и 54 % мужчин. От одного до двух часов проводят у телевизора 25 % косовцев (30 % женщин и 14 % мужчин). По 5 и более часов проводят у телевизора 4 человека (трое мужчин и одна женщина). Не смотрят российское телевидение только трое мужчин (5 %). Среди тех, кто смотрит TV ежедневно, примерно равный процент женщин (60 %) и мужчин (57 %). Если сопоставить тех, кто смотрит телевидение ежедневно, с теми, кто не смотрит его вообще, очень редко или 2-3 раза в неделю, то первых в два раза больше: 38 против 20-и. TV остается мощным каналом вхождения в адыгскую российскую культуру. В 33 случаях респонденты указали на предпочтение программ Адыгея TV и программ на адыгейском языке (20 человек). 21 человек предпочтительными назвали также информационные программы. На последнем месте по популярности оказались ток-шоу. Их смотрят 30 % женщин и 20 % мужчин. В предложенном перечне программ, которые бы хотели видеть косовские адыги, равные позиции занимают телепередачи об истории Адыгеи и о культуре народов, проживающих в Республике Адыгея - так ответили 50 % опрошенных. На втором месте - познавательные программы о зарубежных адыгах. Без ответа оставили этот вопрос 5 человек (10 %), и столько же выразили свое желание смотреть программы, посвященные русской культуре. Потребность в дополнительной информации о зарубежных адыгах и по истории Адыгеи, на наш взгляд, является показателем стремления к культурному единению и определенной формой сопротивления этнической разобщенности. Телевидение по-прежнему остается самой притягательной, но не единственной формой свободного времяпрепровождения. Посещение филармонии типично для 51 % женщин и 63 % мужчин. Остальные респонденты не используют этот канал межличностной и межкультурной коммуникации, что определенным образом
отразилось и в ответах на вопрос о предпочтениях тех или иных филармонических концертов. 13 человек (22 % - половина из тех, кто не посещает филармонию) не имеют никаких предпочтений. Остальные отдали свои голоса за ансамбли «Нальмэс» (66 %) и «Исламей» (57 %). Посещать симфонические концерты хотели бы 7 респондентов (6 мужчин и одна женщина), что однозначно маркирует косовцев как людей с явными этнокультурными предпочтениями. При этом Государственный ансамбль адыгского танца «Нальмэс» по популярности чуть опережает песенный коллектив «Исламей».
В драматический театр ходят только 19 человек - треть опрошенных, причем женщин в числе зрителей несколько больше (11 против 8, в процентном выражении - 48 % и 23 %). Из запомнившихся спектаклей респонденты назвали «Дочь шапсугов» и «Тартюф».
Среди любимых певцов и музыкантов косовцы-мужчины называют более десяти имен. Женщины знают вдвое меньше. Наибольшее число раз упоминается А.Мугу (исполнитель песни «Черные глаза»), А.Тлячев и Т.Нехай. Одновременно 60 % опрошенных не называют ни одного имени (22 мужчины и 13 женщин), что может быть интерпретировано как определенное культурное отчуждение. Самым популярным композитором Адыгеи назван Аслан Нехай (художественный руководитель
Государственного ансамбля песни и танца «Исламей»).
Свежие комментарии