1. Адыгэ мыжъу — «Черкесский камень». По пути к станице Даховской у дороги лежит огромная глыба. Она когда-то оторвалась от скалы и недалеко от р. Белой задержалась. В далеком прошлом место служило для проведения спортивных соревнований. 2. Асран 1уашъхь — «Курган Асрана». По преданию под этим курганом похоронены четыре легендарных воина-богатыря, погибших в жестоких сражениях с татаро-монголами.
(На окраине аула Ново-Казанукай). 3. Ашъор зыхэль темэн — «Болото, в котором находится кольчуга». Как рассказывают, здесь произошла кровопролитная битва горцев с татаро-монголами. С тех пор прошли столетия, но, как утверждают старожилы, в болоте до недавнего времени люди находили кольчуги погибших воинов. (Между а. Гатлукай и а. Шенджий). 4. Блэщэпсын — «Кленовый родник». По преданию аул поселился возле прекрасного родника — блащэ псынэ, название закрепилось за местностью и впоследствии, за аулом, который поселился здесь. а. Блечепсин, основан в 1868 г. © Адыги.RU1. Адыгэ мыжъу — «Черкесский камень». По пути к станице Даховской у дороги лежит огромная глыба. Она когда-то оторвалась от скалы и недалеко от р. Белой задержалась. В далеком прошлом место служило для проведения спортивных соревнований.2. Асран 1уашъхь — «Курган Асрана». По преданию под этим курганом похоронены четыре легендарных воина-богатыря, погибших в жестоких сражениях с татаро-монголами. (На окраине аула Ново-Казанукай).
3. Ашъор зыхэль темэн — «Болото, в котором находится кольчуга». Как рассказывают, здесь произошла кровопролитная битва горцев с татаро-монголами. С тех пор прошли столетия, но, как утверждают старожилы, в болоте до недавнего времени люди находили кольчуги погибших воинов. (Между а. Гатлукай и а. Шенджий).
4. Блэщэпсын — «Кленовый родник». По преданию аул поселился возле прекрасного родника — блащэ псынэ, название закрепилось за местностью и впоследствии, за аулом, который поселился здесь. а. Блечепсин, основан в 1868 г.
5. Бзыикъо зау — «Бзиюкская битва». Бзыикъу — небольшая сухая балка, начинающаяся выше ст. Новодмитриевской. На берегах Бзыикъу, на поляне Нэджыд, 29.06.1796 года произошла кровопро литная битва, известная в истории под названием Бзыикъо зау. Этой битвой в основном завершилось восстание шапсугских фокотлей против феодальной аристократии.
6. Бзэгьэпсыкъо — «Овраг, где натягивают тетиву» — наименование небольшой долины на юге а. Панежукай. Старожилы рассказывают, что здесь когда-то произошло кровопролитное сражение с татаро-монголами.
7. Гъозэ дэк1ып1 — «Место прохода, являющегося ориентиром в пути». Поляна, которая сохранилась и сейчас полуостровом на территории Октябрьского водохранилища.
8. а. Гатлукай, к северо-востоку от него «Ислам ичъыгыжъ», по преданию под этим деревом похоронен участник знаменитой Бзиюкской битвы Ислам Хаджимуков.
9. Гуамское ущелье — (Гъуам — «запах омелы»). Здесь в 1717 г. адыги (черкесы) одержали победу над большим отрядом турецких завоевателей.
10. Дэхъо гъоч1эгъ — «Даховская пещера». Вход в пещеру находится на крутой горе, расположенной в окрестностях ст. Даховской. В пещере найдены различные предметы, свидетельствующие о пребывании здесь первобытного человека. Установлено, что люди впервые появились в ней около ста тысяч лет тому назад. Даховская пещера была изучена в 1957—1958 годах А. А. Формозовым и доисследована в 1966 году.
11. Дегуакская поляна — местонахождение дольменного могильника (около 140 дольменов, большей частью руинированных) II тыс. лет до н. э. Находится близ станицы Даховской, в Дегуакской долине, у подножия кряжа Унакоз.
12. Дегуакско-Даховскоё поселение строителей дольменов II тыс. до н. э. Находится в 200—250 м к югу от Дегуакского дольменного могильника близ станицы Даховской. Обнаружено в 1970 году экспедицией В. А. Марковина. Культурный слой поселения содержал большое количество фрагментов лепной керамики, изделий из кости и камня. Были найдены, также, остатки гончарной и медеплавильной печей.
13. Къадун — «Дом судьи» — здесь в далеком прошлом по шариату судили людей, нарушавших предписания мусульманской.религии. Местность расположена напротив а. Шабанохабль, у переправы через реку Кубань.
14. Къоук1 мэз — «Лес, где убивают кабанов». По рассказам старожилов Блечепсина, лес когда-то был дремучим и в нем водилось множество диких кабанов. Лес охраняется государством, расположен на окраине аула Блечепсин.
15. Къурмэнш1ып1 — «Место жертвоприношения». Так называется большая равнина на северной окраине а. Афипсип. Раньше эта равнина была покрыта лесом. Одна из его рощ служила местом жертвоприношений.
16. Къэзэуат 1уашъхь — «Место призыва к священной войне» —курган, возвышающийся на юго-восточной окраине а. Ходзь. Название возникло в связи с Ходзьским восстанием 1868 г. («Газаватзау»). 56 воинов отказались сложить оружие и дали последнее сражение: они устроили завал на холме и оборонялись, пока все небыли перебиты царскими войсками.
17. К1эт1ыикъо зэ1ук1 — «Сход на реке К1эт1ыкъу». После Бзиюкской битвы в долине реки К1эт1ыкъу в 1822 году состоялся сход, на котором обсуждался вопрос о поведении уорков (в районе а. Кирова).
18. Мыжъо 1ан — «Каменный стол» — легенда гласит, что здесь обычно проезжие останавливались и совершали молебен, а также жертвоприношения (район а. Кирова).
19. Мышъэкъо — «Долина медведей» — левый приток реки Белой, впадает в нее у ст. Хаджох. На правом берегу Мишоко было обнаружено поселение людей эпохи бронзы. При раскопках был обнаружен богатейший археологический материал, свидетельствующий о жизни и быте людей Майкопской культуры. Оно раскапывалось А. Д. Столяром и А. А. Формозовым в 1958—1963 годах.
20. Мамрыкъо К1эй — 18 сентября 1861 года в урочище Мамрыкъо К1эй (теперь ст. Новосвободная, Майкопского района) глава сочинского меджлиса, состоявшегося в районе Сочи 13 июня 1860 года, Хаджи Догомуко Керендуко Берзек (1804—1897 гг.), произносит речь перед Александром II, в которой требовал не раз рушать независимого горского государства. Царь же поставил альтернативу: или переселиться на равнину, или в Турцию! В тот же день царь утверждает план Евдокимова по покорению Западного Кавказа.
21. Мэджпыс 1уашъхь — Курган расположен на северо-западной окраине аула Ново-Вочепший. В прошлом он являлся местом сбора аульчан для обсуждения вопросов, требовавших коллективного их разрешения.
22. Начиная с XIV по XVI вв. турки и крымский хан вывозили с Кавказского побережья более 12 тыс. рабов в год. Одним из невольничьих рынков был «турецкий базар» в урочище «Каменный мост» (ныне поселок Каменномостский) в долине р. Белой.
23. Нэжъыгу к1эй — Наименование одного из участков р. Мэкъупсы, на котором расположен аул Нажъыгу «Долина (урочище) Нажиговых». Во время махаджирства жители ущелья в 1864 году были переселены в район ст. Дондуковской. Примерно в конце 60-х годов XIX века им разрешили вернуться на Черноморское побережье.
24. «Окопыжъыр» — «Старый окоп». Длинный, глубокий ров был вырыт в годы Великой Отечественной войны на южной окраине аула Хатукай. Траншея тянулась от а. Хатукая в сторону а. Джамбечий.
25. Ошъадэ (Ошаде) — «Майкопский курган». Всемирно известный памятник археологии, эпоха бронзы III тыс. до н. э. Раскопан Н. И. Веселовским в 1897 году.
26. ПцэнтхьалЬм ыкъуит1ум я1уашъхь — «Курган двух сыновей Пцентхатлева». Сыновья Пцентхатлева широко известны в устном народном творчестве адыгов. О подвигах и их героизме сложено много песен, которые сохранились в фольклоре адыгов (южная окраина а. Нешукай).
27. Псынэдах — «Красивое озеро». Небольшое озеро у подножья горы Оштена. В озере вода всегда прозрачная, чистая, с зеркальной поверхностью.
28. Псынэ 1азэгъу — «Целебный родник». По преданиям, родник образовался от удара грома и, по религиозным поверьям, он считался священным. Круглая, глубокая яма, имеющая в размере до 2-х метров, всегда до края наполнена прозрачной чистой водой. Расположен между селом Штурбино и аулом Джамбечий.
29. Саусырыкъо и1уашъхь — «Курган Саусарука». Южная окраина а. Тахтамукай.
30. Сет 1ошьхьищ — «Курган братьев Сетовых». Территория, занятая курганами, в прошлом являлась священным местом. О происхождении этих курганов существует множество легенд. Предание гласит, что курганы эти существовали еще при нартах. Среди нартов особенно отличались братья Сетовы, они славились своим искусством в кузнечном ремесле, отличались своей храбростью. Поэтому народ их полюбил, и они пользовались всеобщим уважением, вплоть до обожествления. Братья очень почитали сестру Дэнэкок! и в знак беспредель¬ной любви они изготовили для нее золотую коляску. Курган распо¬ложен на территории аула Егерухай.
31. Стамбул к1ожь гъогу — «Дорога на Стамбул». С таким названием шла дорога мимо второй тракторной бригады а. Кунчукохабль в сторону, где р. Пшиш сливается с р. Пшиз.
32. Тхьагъэлыдж ихьамэщ — «Гумно Тхагелиджа». Тхагелидж славился искусством засевать и обрабатывать хлеб. Несмотря на это, мать упрекнула его. Тхагелидж, рассердившись на мать, начал разбрасывать молотый хлеб по разным направлениям, и хлеб превращался в камень. И теперь берега Белой усеяны множеством булыжников — это окаменелый хлеб Тхагелиджа. Местность расположена в окрестностях Майкопа на левом берегу р. Белой.
33. Улэ 1уашъхь — «Упьский курган». Окраина аула Уляп. Курган датируется V—VI вв. до н. э. Был раскопан в 1898 году.
34. Фарзэпэ зау — «Сражение в устье Фарса». Здесь 20 марта 1841 года произошло кровопролитное сражение между частями генерал-майора Г. X. Засса и 10-тысячным отрядом абадзехов, шапсугов и убыхов, где последние потерпели поражение. (В двух километрах от р. Фарс, при впадении в р. Лабу.
35. Хьаегъуф — курган в 3—4 километрах от а. Панахес. Легенда гласит, что в далеком прошлом, в нартские времена, создавали специальные курганы, отличающиеся от обычных курганов. Курган Хьаегъуф, как утверждают старожилы аула Панахес, являлся одним из курганов, с помощью которых нарты обнаруживали дорогу, идущую к морю.
36. Хьапакъэ ипсын — «Хапака родник». Родник был вырыт более ста лет назад и до сих пор является источником холодной ключевой воды. По пути от Хатажукая к р. Лабе.
37. Хьатрамыкъо ч1ыгу — «Земля Хатрамуковых». Рассказывают, что здесь проживал род Хатрамовых, которому принадлежала известная в большом кругу адыгов девушка по имени Хьатрамыкъом я Пакъ. О ее красоте и мудрости народ сложил много песен и легенд. К югу от а. Нешукай.
38. Цербелевы поляны — местонахождение дольменного могильника II тыс. лет до н. э. Находится выше станицы Даховской на границе с Апшеронским районом. Представлен в основном руинированными мегалитическими сооружениями, часть которых, по заключению исследователей международной экспедиции 1996 года,«являются уникальными.
39. Цыргъоитх — здесь обнаружен дольмен, перед фасадом которого имеется площадка, огороженная менгирами. Как утверждают старожилы-шапсуги, эти площадки служили их предкам для отправления религиозных церемоний и, таким образом, они играли
роль своего рода храма. Еще в XIX в. у этих сооружений шапсуги специально оставляли жертвенную пищу. В окрест а. Къэлэжъ (Красноалександровского).
40. Чьыгэекъо мэз — «Долина дубового леса. Весь лес состоит из дуба, охраняется государством, расположен юго-восточнее а. Нешукай.
41. Ч1ылъэмыдж — «Земляной мост». Из-под естественного моста вытекают две реки — Остыгъэпс («Пихтовая долина»), являющаяся правым притоком Псыш1о. Вторая — Пцэлыпс («Долина верб») — впадает в р. Пшиш.
42. Шапсыгъэ мэз — Небольшой лес, расположен в одном километре к северо-востоку от а. Джерокай. После окончания Кавказской войны шапсугов переселили с гор и они поселились недалеко от Джерокая у опушки леса. Через некоторое время им разрешили возвратиться в горы, а за лесом, у которого они проживали, закрепилось это название.
43. Шк1эхъужъ и1уашъхь — высокий курган в 8 км южнее а. Ходзь, на левом берегу одноименной реки. В XVIII веке на вершине этого кургана располагалась турецкая батарея. На южной стороне кургана имеется полуобвалившаяся пещера, где в свое время пряталась банда Пшизапекова.
44. Шхончуап1 — «Место, где стреляют из ружья» («Стрельбище»). Здесь в прошлом аульчане состязались по стрельбе. Хребет на юго-восточной окраине а. Къэлэжъ (2-го Красноалександровского).
45. Щынджый (Шенджий). Окраины аула богаты археологическими памятниками. Севернее аула открыт меотский могильник, исследовано 11 погребений (II век до н. э. и I век нашей эры). Этот могильник представляет собой единственный меотский памятник, расположенный не на террасе, а в пойменной доли¬не р. Кубани.
46. 1ошъхьа дах — «Красивый курган»— окрестность аула Кошехабль. Своей правильной формой и красивым внешним видом курган привлекает внимание людей.
47. 1ошъхьамаф — «Счастливый курган». Курган расположен в центре аула Нешукай. В далекие времена аульчане собирались на нем, чтобы обсудить свои насущные дела. В Легенде говорится, что к удивлению аульчан все вопросы, обсуждавшиеся здесь, легко осуществлялись. Поэтому курган был назван счастливым.
48. Гъуазэрыплъ — тайная горная тропа, соединявшая в прошлом убыхов с абадзехами, которая в переводе означает «Ориентир в пути». Тропа шла от селения Дагомуков (нынешний Дагомыс) через хребет к месту, где расположено нынешнее село Гузерипль. Гузерипль является центром Кавказского заповедника. Окрестности его славятся достопримечательностями: памятниками древности, дольменами и многими другими.
49. Лэгъонакъ — Лагонаки — горное пастбище, находящееся на высоте около 2000 метров. По преданию, название топонима состоит из Лагъо и Накъ — имен юноши и девушки. До сих пор бытует легенда о беспредельной и чистой любви двух молодых людей.
50. Пщыкъанэ икъ — «Пшикана могила» — старожилы рассказывают, что Пшикан из всех аульчан являлся одним из первых переселенцев. По его просьбе он был похоронен на кургане. Долгое время могила считалась священным местом, где аульчане совершали молитвы. (Окраина аула Хачемзий).
51. Черкесские (адыгские) сады — это плодовые насаждения, являющиеся культурным наследием многовекового садоводства древних земледельцев Кавказа — адыгов. Сады встречаются на Северо-Западном Кавказе на территории исторического проживания адыгов: в черноморских районах Краснодарского края; в Гагринском районе Абхазии; в предгорных районах северного склона Кавказского хребта; в Республике Адыгея — черкесские сады расположены в Теучежском, Тахтамукайском, Майкопском и др. районах.
© Адыги.RU
Свежие комментарии