В душе каждого человека находится миниатюрный образ его народа и, думаю, тоска по Родине действует на всех одинаково: она преображает в наших глазах картины прошлого, идеализируя их; достоинства возрастают, а недостатки смягчаются временем и расстоянием, пока не сотрутся в нашем представлении совершенно.
Как же была трагична судьба народов Кавказа, которые вынуждены были покинуть пределы своей родины, чтобы найти приют на чужбине… Так исторически сложилось, что в XIX в. на территории ряда стран Ближнего и Среднего Востока, входивших в состав Османской империи (ныне независимые страны – Турция, Сирия, Иордания, Израиль и др.), образовалась значительная по численности, географии расселения и степени общественно-политического влияния черкесская диаспора, которой до настоящего времени удалось сохранить этническое самосознание, языки, обычаи и национальную культуру. Представители практически всех поколений эмигрантов идентифицируют себя как часть северокавказского суперэтноса, а Кавказ рассматривают в качестве своей исторической родины. Термин «черкес» утвердился за адыгами в письменных источниках после XIII века. Принятое в русской и иностранной литературе XIX века расширенное толкование этнонима «черкес» имело под собой лишь то реальное основание, что адыги были в то время самой значительной этнической группой на Северном Кавказе, оказывавшей значительное и всестороннее влияние на окружающие их народы. Преобладающую часть северокавказских иммигрантов составляли собственно черкесы. Поэтому в странах Ближнего Востока и Северной Африки черкесами называют представителей практически всех кавказских этносов: помимо адыгейцев, кабардинцев и черкесов (абхазов, абадзехов, бжедугов, шапсугов и др.), также и дагестанцев (аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, лезгин), чеченцев, ингушей, осетин. На сегодняшний день адыги (адыгейцы, кабардинцы и черкесы) проживают на территории Российской Федерации в Республике Адыгея, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, а абхазы – населяют преимущественно Республику Абхазия. Кроме того, около 7 млн. человек2 адыгского и абхазского происхождения, потомки махаджиров, проживают сегодня в Турции, странах Ближнего Востока, Северной Африки, Западной Европы, США, Австралии – всего в 40 странах мира. Кавказская война явилась важнейшим событием в истории Северного Кавказа в целом, и Западного Кавказа, в частности. Эта война закончилась в 1864 г. выселением значительной части горцев Северного Кавказа в пределы Османской империи. Махаджирство затронуло главным образом Западный Кавказ и не ограничилось только 1864 годом. Оно продолжалось и на протяжении всей второй половины XIX в., а отдельные волны переселения имели место и в начале XX века. Почти для всего Кавказа махаджирство стало крупнейшей демографической катастрофой, которая, наряду с усиленной колонизацией края, в течение нескольких десятилетий перекроила традиционный этнический облик Кавказа. Это одна из самых сложных и трагических страниц новой истории Кавказа. При расселении махаджиров османские власти исходили из ряда параметров: военно-политического, национального, экономического. Что касается учета военно-политических и национально-этнических аспектов, то султанские власти планировали использовать северокавказских махаджиров в возможных внешних войнах и во внутренних конфликтах на следующих направлениях: балканском – против России и славянских народов; кавказском – против России и армян; средиземноморском – против исторического врага – греков; восточном – против армян и курдов; южном – против алавитов, бедуинов и друзов. В экономическом плане османские власти усилиями махаджиров планировали осуществить подъем промышленного и сельскохозяйственного секторов – основы могущества государства, тем более, перед лицом постоянных военных угроз. При расселении махаджиры не имели ни денег, ни имущества, ни домашней утвари, за исключением минимума одежды. Многие из них умирали от голода, малярии, тифа, других заразных болезней. Составляя этническое меньшинство на новой родине, черкесы стремились, с одной стороны, к максимально быстрой интеграции в принимающее общество через службу на государственных постах и в армии. С другой стороны – к сохранению и защите своей этнокультурной целостности посредством бережного отношения к национальным и культурным традициям. Любопытно, что в диаспоре постепенно стирались отличия в языке и обычаях между различными кавказскими народностями, создавая некий синтезированный, усредненный тип кавказской культуры. Уже первые махаджиры ясно увидели опасность забвения своих культурных ценностей. Поэтому, дабы не раствориться среди местного турецкого и арабского населения, они предпринимали ряд мер. Во-первых, они селились и жили замкнутыми общинами, пытаясь воспроизвести внутри общины те порядки и законы, придерживаться тех традиций, которые были у них на Кавказе. Во-вторых, они категорически запрещали смешанные браки. И в-третьих, они объединялись в благотворительные и культурно-просветительские общества. Главным предназначением иммигрантов должно было стать несение военной службы. За несение службы власти предоставляли черкесским иммигрантам довольно значительные наделы, а также некоторые льготы, в частности, освобождение от уплаты налогов на 10 лет. Черкесским иммигрантам отводились земли из категории «мири» – т.е. государственных, распорядителем которых являлся сам султан. Причем эти наделы не могли быть проданы иммигрантами ранее, чем через 10 лет. В случае, если хозяин переселялся в другое место раньше этого срока, земля возвращалась в распоряжение государства. В большинстве случаев земельные наделы были малопригодными к обработке. Например, Голанские высоты1 представляли собой повсеместно покрытое кратерами и усыпанное камнями плоскогорье, расположенное на высоте 980 м над уровнем моря. Климат нагорья выделялся среди окрестных мест своей суровостью, холодными зимами и сильными ветрами. Несмотря на это, черкесы приступили к тщательной обработке земли, используя свои традиционные правила агротехники, и, в скором времени, стали получать довольно высокие урожаи. При этом использовались привычные инструменты – плуги, деревянные грабли, косы и др. Кроме пшеницы, ячменя и кукурузы черкесы выращивали также культуры, привезенные с Кавказа и не возделывавшиеся местным населением – просо, овес. Выращивали также различные овощи, арбузы, фруктовые деревья, виноград. Важнейшей отраслью хозяйства иммигрантов стало животноводство. В начале XX века во многих черкесских селениях уже занимались и коневодством, что стало довольно прибыльным делом. Налажено было со временем и одно из традиционных кавказских занятий – пчеловодство. Власть внутри черкесских общин на Ближнем Востоке осуществлялась по традиционной системе народного собрания – хасэ, в состав которого избирались представители от каждого населенного пункта. Во главе отдельных поселений стояли выборные старшины. Представители княжеских (пши) и дворянских (уорк) родов продолжали еще долгие годы пользоваться традиционными привилегиями. Однако, если в Кабарде хасэ являлось высшим законодательным органом, то в диаспоре, регулируя отношения внутри общины, оно не было полновластным представительным органом и со временем стало выполнять лишь культурно-просветительские и благотворительные функции. Подводя итоги, следует отметить, что махаджиры до окончательного формирования своей диаспоры прошли длинный и тяжелейший путь борьбы с местным населением в местах своего нового расселения за выживание и самосохранение. Положение их усугублялось и тем обстоятельством, что османские и англо-французские власти постоянно использовали их как орудие в достижении своих политических целей – для усмирения и подавления выступлений местных жителей, не желавших подчиниться чуждой им власти и расстаться со сложившимися у них веками традициями, обычаями и нравами, а более того – потерять свободу. Несмотря на все сложности и проблемы, обусловленные жесткой политикой Турции в отношении национальных меньшинств, махаджиры в своем большинстве сумели сохранить сознание своей этнической индивидуальности и память о своей исторической родине. Одним из важных аспектов вопроса о махаджирстве является проблема репатриации зарубежных черкесов. Ее следует рассматривать как движение патриотическое, как стремление части потомков иммигрантов вновь обрести родину. Численность зарубежных черкесов, стремящихся к возвращению на историческую родину, может возрасти в том случае, если в странах их проживания будут предприниматься по отношению к ним какие-либо дискриминационные меры, а также в том случае, если правительства субъектов РФ, а также Абхазии будут оказывать репатриантам помощь в процессе их переселения и адаптации. Э. А. Гургулия (Москва)...В душе каждого человека находится миниатюрный образ его народа и, думаю, тоска по Родине действует на всех одинаково: она преображает в наших глазах картины прошлого, идеализируя их; достоинства возрастают, а недостатки смягчаются временем и расстоянием, пока не сотрутся в нашем представлении совершенно. Как же была трагична судьба народов Кавказа, которые вынуждены были покинуть пределы своей родины, чтобы найти приют на чужбине…
Так исторически сложилось, что в XIX в. на территории ряда стран Ближнего и Среднего Востока, входивших в состав Османской империи (ныне независимые страны – Турция, Сирия, Иордания, Израиль и др.), образовалась значительная по численности, географии расселения и степени общественно-политического влияния черкесская диаспора, которой до настоящего времени удалось сохранить этническое самосознание, языки, обычаи и национальную культуру. Представители практически всех поколений эмигрантов идентифицируют себя как часть северокавказского суперэтноса, а Кавказ рассматривают в качестве своей исторической родины.
Термин «черкес» утвердился за адыгами в письменных источниках после XIII века. Принятое в русской и иностранной литературе XIX века расширенное толкование этнонима «черкес» имело под собой лишь то реальное основание, что адыги были в то время самой значительной этнической группой на Северном Кавказе, оказывавшей значительное и всестороннее влияние на окружающие их народы. Преобладающую часть северокавказских иммигрантов составляли собственно черкесы. Поэтому в странах Ближнего Востока и Северной Африки черкесами называют представителей практически всех кавказских этносов: помимо адыгейцев, кабардинцев и черкесов (абхазов, абадзехов, бжедугов, шапсугов и др.), также и дагестанцев (аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, лезгин), чеченцев, ингушей, осетин.
На сегодняшний день адыги (адыгейцы, кабардинцы и черкесы) проживают на территории Российской Федерации в Республике Адыгея, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, а абхазы – населяют преимущественно Республику Абхазия. Кроме того, около 7 млн. человек2 адыгского и абхазского происхождения, потомки махаджиров, проживают сегодня в Турции, странах Ближнего Востока, Северной Африки, Западной Европы, США, Австралии – всего в 40 странах мира.
Кавказская война явилась важнейшим событием в истории Северного Кавказа в целом, и Западного Кавказа, в частности. Эта война закончилась в 1864 г. выселением значительной части горцев Северного Кавказа в пределы Османской империи. Махаджирство затронуло главным образом Западный Кавказ и не ограничилось только 1864 годом. Оно продолжалось и на протяжении всей второй половины XIX в., а отдельные волны переселения имели место и в начале XX века.
Почти для всего Кавказа махаджирство стало крупнейшей демографической катастрофой, которая, наряду с усиленной колонизацией края, в течение нескольких десятилетий перекроила традиционный этнический облик Кавказа. Это одна из самых сложных и трагических страниц новой истории Кавказа.
При расселении махаджиров османские власти исходили из ряда параметров: военно-политического, национального, экономического. Что касается учета военно-политических и национально-этнических аспектов, то султанские власти планировали использовать северокавказских махаджиров в возможных внешних войнах и во внутренних конфликтах на следующих направлениях: балканском – против России и славянских народов; кавказском – против России и армян; средиземноморском – против исторического врага – греков; восточном – против армян и курдов; южном – против алавитов, бедуинов и друзов. В экономическом плане османские власти усилиями махаджиров планировали осуществить подъем промышленного и сельскохозяйственного секторов – основы могущества государства, тем более, перед лицом постоянных военных угроз.
При расселении махаджиры не имели ни денег, ни имущества, ни домашней утвари, за исключением минимума одежды. Многие из них умирали от голода, малярии, тифа, других заразных болезней. Составляя этническое меньшинство на новой родине, черкесы стремились, с одной стороны, к максимально быстрой интеграции в принимающее общество через службу на государственных постах и в армии. С другой стороны – к сохранению и защите своей этнокультурной целостности посредством бережного отношения к национальным и культурным традициям. Любопытно, что в диаспоре постепенно стирались отличия в языке и обычаях между различными кавказскими народностями, создавая некий синтезированный, усредненный тип кавказской культуры.
Уже первые махаджиры ясно увидели опасность забвения своих культурных ценностей. Поэтому, дабы не раствориться среди местного турецкого и арабского населения, они предпринимали ряд мер. Во-первых, они селились и жили замкнутыми общинами, пытаясь воспроизвести внутри общины те порядки и законы, придерживаться тех традиций, которые были у них на Кавказе. Во-вторых, они категорически запрещали смешанные браки. И в-третьих, они объединялись в благотворительные и культурно-просветительские общества.
Главным предназначением иммигрантов должно было стать несение военной службы. За несение службы власти предоставляли черкесским иммигрантам довольно значительные наделы, а также некоторые льготы, в частности, освобождение от уплаты налогов на 10 лет.
Черкесским иммигрантам отводились земли из категории «мири» – т.е. государственных, распорядителем которых являлся сам султан. Причем эти наделы не могли быть проданы иммигрантами ранее, чем через 10 лет. В случае, если хозяин переселялся в другое место раньше этого срока, земля возвращалась в распоряжение государства.
В большинстве случаев земельные наделы были малопригодными к обработке. Например, Голанские высоты1 представляли собой повсеместно покрытое кратерами и усыпанное камнями плоскогорье, расположенное на высоте 980 м над уровнем моря. Климат нагорья выделялся среди окрестных мест своей суровостью, холодными зимами и сильными ветрами. Несмотря на это, черкесы приступили к тщательной обработке земли, используя свои традиционные правила агротехники, и, в скором времени, стали получать довольно высокие урожаи. При этом использовались привычные инструменты – плуги, деревянные грабли, косы и др. Кроме пшеницы, ячменя и кукурузы черкесы выращивали также культуры, привезенные с Кавказа и не возделывавшиеся местным населением – просо, овес. Выращивали также различные овощи, арбузы, фруктовые деревья, виноград.
Важнейшей отраслью хозяйства иммигрантов стало животноводство. В начале XX века во многих черкесских селениях уже занимались и коневодством, что стало довольно прибыльным делом. Налажено было со временем и одно из традиционных кавказских занятий – пчеловодство.
Власть внутри черкесских общин на Ближнем Востоке осуществлялась по традиционной системе народного собрания – хасэ, в состав которого избирались представители от каждого населенного пункта. Во главе отдельных поселений стояли выборные старшины. Представители княжеских (пши) и дворянских (уорк) родов продолжали еще долгие годы пользоваться традиционными привилегиями. Однако, если в Кабарде хасэ являлось высшим законодательным органом, то в диаспоре, регулируя отношения внутри общины, оно не было полновластным представительным органом и со временем стало выполнять лишь культурно-просветительские и благотворительные функции.
Подводя итоги, следует отметить, что махаджиры до окончательного формирования своей диаспоры прошли длинный и тяжелейший путь борьбы с местным населением в местах своего нового расселения за выживание и самосохранение. Положение их усугублялось и тем обстоятельством, что османские и англо-французские власти постоянно использовали их как орудие в достижении своих политических целей – для усмирения и подавления выступлений местных жителей, не желавших подчиниться чуждой им власти и расстаться со сложившимися у них веками традициями, обычаями и нравами, а более того – потерять свободу.
Несмотря на все сложности и проблемы, обусловленные жесткой политикой Турции в отношении национальных меньшинств, махаджиры в своем большинстве сумели сохранить сознание своей этнической индивидуальности и память о своей исторической родине.
Одним из важных аспектов вопроса о махаджирстве является проблема репатриации зарубежных черкесов. Ее следует рассматривать как движение патриотическое, как стремление части потомков иммигрантов вновь обрести родину. Численность зарубежных черкесов, стремящихся к возвращению на историческую родину, может возрасти в том случае, если в странах их проживания будут предприниматься по отношению к ним какие-либо дискриминационные меры, а также в том случае, если правительства субъектов РФ, а также Абхазии будут оказывать репатриантам помощь в процессе их переселения и адаптации.
Э. А. Гургулия (Москва)
Свежие комментарии