В 1837 г. русское военное командование приступило к планомерному созданию Черноморской береговой линии — военно-административной единицы, в состав которой переходили как отдельные укрепленные селения, так и целый ряд крепостей на Северо-Восточном побережье Черного моря, постепенно возводившихся в ключевых для горцев долинах при устьях рек.
Занятие этих долин должно было изолировать прибрежных горцев (в частности — черкесов) от невыгодного для России политического, идеологического и экономического влияния турок и англичан, доставлявших им стратегические (соль) и военные (порох) грузы. При этом особое значение уделялось прибрежному пространству от Геленджика до Гагр...В 1837 г. русское военное командование приступило к планомерному созданию Черноморской береговой линии — военно-административной единицы, в состав которой переходили как отдельные укрепленные селения, так и целый ряд крепостей на Северо-Восточном побережье Черного моря, постепенно возводившихся в ключевых для горцев долинах при устьях рек. Занятие этих долин должно было изолировать прибрежных горцев (в частности — черкесов) от невыгодного для России политического, идеологического и экономического влияния турок и англичан, доставлявших им стратегические (соль) и военные (порох) грузы. При этом особое значение уделялось прибрежному пространству от Геленджика до Гагр.
Создание Черноморской береговой линии изначально осуществлялось путем продвижения вдоль побережья двух мощных военных корпусов. Это продвижение было встречным и велось войсками, которые в официальных источниках обозначались как «отряд, действующий со стороны Геленджика» (с севера) и «отряд, действующий со стороны Абхазии» (с юга). Оба этих отряда пользовались поддержкой двух отдельных эскадр Черноморского флота, которые фигурировали в документах как «Геленджикский» и «Абхазский» (или «Сухум-кальский») отряды судов.
В мае и июле 1837 г. на побережье Натухая силами т.н. «отряда, действующего со стороны Геленджика», были заняты прибрежные пункты при устьях рек Пшад и Вулан соответственно. Этот отряд, находившийся под начальством командующего войсками на Кавказской линии и в Черномории ген. А.А. Вельяминова, последовательно продвигался по суше от одного прибрежного пункта к другому и был стабилен в своем составе: его основу составляли Тенгинский и Навагинский полки, а также на -ходившиеся в арьергарде два батальона Кабардинского егерского полка. Вместе с тем военные контингенты для «отряда, действующего со стороны Абхазии» набирались в Закавказье, его состав и командование каждый раз кардинально менялись, а занятие прибрежных пунктов проводилось исключительно с помощью десантных операций. Силами этого весьма условного «отряда» в июне 1837 г. был занят Адлер, а в апреле 1838 г. — устье реки Сочи.
Особый интерес для русского военного командования на Кавказе представляла, наряду с некоторыми другими прибрежными пунктами, приустьевая долина р. Туапсе. Так, в своем рапорте от 24 августа 1837 г., Вельяминов относил устье р. Туапсе к наиболее удобным, важным и вообще приоритетным для занятия в 1838 г. прибрежным пунктом
Источник
Свежие комментарии