Армянский историк Степанос Таронеци (Стефан Таронский, Асохик) в третьей книге своей "Всеобщей истории" рассказывает о интересных событиях X века, в которых происходит сражение войск армянского царя Абаса (929–953 гг.) с войсками абхазского князя Бера, с последующими эпизодами. ... князь Ап’хазов, вышедший из земли сарматов, что по ту сторону гор кавказских, предпринял поход во главе войска в несколько десятков тысяч и шел на Армению в надменности своей, подобно Бэлу. Он явился с бесчисленным полчищем на берег реки Кура с намерением опустошить всю страну нашу. Он отправил посла к армянскому царю с приказанием не освящать церкви по обрядам православной веры святого Григория, пока не придёт он сам и не освятит по постановлению халкидонского собора; ибо в то время царь выстроил соборную церковь в городе Карсе из больших гранитных, сталью тёсанных камней, церковь, законченную великолепным куполом, расписанным наподобие небесного свода. Когда царь Абас услыхал это приказание, собрав армянс
Армянский историк Степанос Таронеци (Стефан Таронский, Асохик) в третьей книге своей "Всеобщей истории" рассказывает о интересных событиях X века, в которых происходит сражение войск армянского царя Абаса (929–953 гг.) с войсками абхазского князя Бера, с последующими эпизодами.
... князь Ап’хазов, вышедший из земли сарматов, что по ту сторону гор кавказских, предпринял поход во главе войска в несколько десятков тысяч и шел на Армению в надменности своей, подобно Бэлу. Он явился с бесчисленным полчищем на берег реки Кура с намерением опустошить всю страну нашу. Он отправил посла к армянскому царю с приказанием не освящать церкви по обрядам православной веры святого Григория, пока не придёт он сам и не освятит по постановлению халкидонского собора; ибо в то время царь выстроил соборную церковь в городе Карсе из больших гранитных, сталью тёсанных камней, церковь, законченную великолепным куполом, расписанным наподобие небесного свода. Когда царь Абас услыхал это приказание, собрав армянскую конницу, явился к реке Куру, и расположился лагерем против лагеря Бера. С обеих сторон отряды войска ежедневно совершали нападения то на тот, то на другой берег реки. Однажды отряд ап’хазов, перешёл реку Кур, напал на армянский лагерь; поднялась тревога, которая дошла до царя. Он немедленно потребовал коня; надел на себя доспехи и, с обоюдоострым мечом в руке, пустился за отрядом, который он настиг посреди реки и которому начал наносить удары мощною рукою. Он опрокидывал неприятельских воинов с их коней полумёртвыми, которым воды реки служили могилой. После чего вышел на берег реки, он громогласно стал взывать к Богу, называя в то же время и самого себя. При этом северный народ, объятый ужасом, обратился в бегство. Армянские войска, с необычайной быстротой пустившись по следам неприятеля, предавали их мечу и, захватив их лагерь, взяли самого надменного Бера и привели в город Карс. Царь сказал ему: «взгляни на эту красивую церковь, ибо ты больше не увидишь её»; и приказал выколоть ему глаза. Ап’хазы ценою золота выкупили ослеплённого своего князя и клятвенным обещанием утвердили обет мира с армянами, что отныне впредь не будет войны между обоими народами. Augusto Ferrer-Dalmau. Иберийский всадник XIII века. Augusto Ferrer-Dalmau. Иберийский всадник XIII века.Абхазские историки Лакоба С. З. и Бгажба О. Х. в своём общем труде, "История Абхазии с древнейших времен до наших дней" проясняют произошедшие тогда события, описанные Асохиком:
Причиной данного конфликта послужила передача абхазским царём крепости Берд (современный Шамшадинский район Армении), владетель которой был в конфликте с армянским правителем. Бер, скорее всего, являлся одним из вассалов абхазского царя Георгия II. Во второй половине Х в. восточная граница Абхазского царства с Армянским проходила в районе современного Ахалкалакского района Грузии, где абхазский царь Леон III (957–967) построил в Кумурдо храм, в парусах которого сохранились рельефные изображения его самого и сестры Гурандухт, матери Баграта III.#армяне #абхазы #грузины #абхазские цари леониды #война #сарматы #армения #абхазия
Свежие комментарии