На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Черкесские ремесленики на Балканах

Прежде чем построить дом, делали каменный цоколь, закладыва­ли фундамент и выдерживали их в течение зимы, а весной приступали к строительству. Внутри дом всегда оштукатуривали глиной с соломой, затем белили известкой, потолок красиво обивали досками, окна дела­ли двустворчатыми, но без ставен. К дому пристраивали широкую лет­нюю открытую веранду с подпорками, чтоб там можно было сидеть и отдыхать.

Когда заканчивали дом, сразу же устраивали новоселье с молитвами. Для этого забивали барашка, готовили национальные блю­да, приглашали всех селян и угощали их. Читали Коран, молились Алла­ху: «Пусть в доме поселится благополучие, а подворье станет счастли­вым». Все приглашенные на новоселье должны были принести необходи­мые для хозяйства подарки. Помимо коллективного строительства дома, устраивали и другие шихафы, чтобы облегчить семье решение других хозяйственных дел. Это такие, например, как очистка кукурузных початков. В этом уча­ствовали не только женщины, но и подростки — мальчики и дев

Черкесские ремесленики на Балканах

Прежде чем построить дом, делали каменный цоколь, закладыва­ли фундамент и выдерживали их в течение зимы, а весной приступали к строительству. Внутри дом всегда оштукатуривали глиной с соломой, затем белили известкой, потолок красиво обивали досками, окна дела­ли двустворчатыми, но без ставен. К дому пристраивали широкую лет­нюю открытую веранду с подпорками, чтоб там можно было сидеть и отдыхать. Когда заканчивали дом, сразу же устраивали новоселье с молитвами. Для этого забивали барашка, готовили национальные блю­да, приглашали всех селян и угощали их. Читали Коран, молились Алла­ху: «Пусть в доме поселится благополучие, а подворье станет счастли­вым».

Все приглашенные на новоселье должны были принести необходи­мые для хозяйства подарки.

Помимо коллективного строительства дома, устраивали и другие шихафы, чтобы облегчить семье решение других хозяйственных дел.

Это такие, например, как очистка кукурузных початков. В этом уча­ствовали не только женщины, но и подростки — мальчики и девочки.

Иногда шихаф продолжался два-три дня, и хотя не обязательно было каждый день быть одним и тем же людям, но из каждой семьи кто-то должен был принять участие. Случалось, что трехдневную работу за­канчивали за два дня. Очищенную кукурузу мужчины засыпали в са- петки.

Чаще всего шихафы проводились по обработке шерсти, так как у адыгов было много овец. Шерсть с них служила им и одеждой, и одея­лом, и матрасом.

Шерсть стирали, высушивали, общипывали. Ею забивали отдель­ную, пустую комнату. Затем приглашали каждого отдельно, прося на­завтра явиться на шихаф по обработке шерсти.

Все приходящие приносили с собой свои чесалки. Их называли чэр- кес цыпх («черкесские чесалки»). Чесали ими шерсть и делали затем клубочки (комочки). И так они чесали целый день.

Из длинной шерсти старых овец изготавливали матрасы, из шер­сти ягнят — одеяла. Женщину, которая не могла сделать матрас и оде­яло, не считали настоящей женщиной. Из шерсти ягнят также делали войлок. Для этого чесали невымытую шерсть, скатывали и крепко свя­зывали. Затем равномерно выкладывали на циновку, а потом поливали всю шерсть горячей водой (что руки могли терпеть). После этого бра­лись за конец циновки, на которой разложена шерсть, круто и крепко сворачивали и туго перетягивали веревками, поливали эту свернутую циновку горячей водой, переворачивая, утрамбовывали ее не менее часа, прижимая к стене. После чего циновку развязывали, выпрямляли. Этот войлок не пропускал воду и из него делали бурки. На нем также спали незамужние девушки и неженатые парни, чтобы у них сформировалась красивая фигура. Тех, которые явились на шихаф, кормила семья организатора, но в этом принимали участие и неженатые парни. От лица известной в селе девушки к неженатому парню отправляли маленькую девочку, перевя­зав ее руки. Парень, к которому подходила эта девочка, развязав ее руки, передавал через нее какие-нибудь сладости. Этими принесенны­ми сладостями угощали участников коллективной работы. На угоще­ние готовили соус из курятины, напитки, сваренный на молоке сладкий рис.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх