Прежде чем построить дом, делали каменный цоколь, закладывали фундамент и выдерживали их в течение зимы, а весной приступали к строительству. Внутри дом всегда оштукатуривали глиной с соломой, затем белили известкой, потолок красиво обивали досками, окна делали двустворчатыми, но без ставен. К дому пристраивали широкую летнюю открытую веранду с подпорками, чтоб там можно было сидеть и отдыхать.
Когда заканчивали дом, сразу же устраивали новоселье с молитвами. Для этого забивали барашка, готовили национальные блюда, приглашали всех селян и угощали их. Читали Коран, молились Аллаху: «Пусть в доме поселится благополучие, а подворье станет счастливым». Все приглашенные на новоселье должны были принести необходимые для хозяйства подарки. Помимо коллективного строительства дома, устраивали и другие шихафы, чтобы облегчить семье решение других хозяйственных дел. Это такие, например, как очистка кукурузных початков. В этом участвовали не только женщины, но и подростки — мальчики и девПрежде чем построить дом, делали каменный цоколь, закладывали фундамент и выдерживали их в течение зимы, а весной приступали к строительству. Внутри дом всегда оштукатуривали глиной с соломой, затем белили известкой, потолок красиво обивали досками, окна делали двустворчатыми, но без ставен. К дому пристраивали широкую летнюю открытую веранду с подпорками, чтоб там можно было сидеть и отдыхать. Когда заканчивали дом, сразу же устраивали новоселье с молитвами. Для этого забивали барашка, готовили национальные блюда, приглашали всех селян и угощали их. Читали Коран, молились Аллаху: «Пусть в доме поселится благополучие, а подворье станет счастливым».
Все приглашенные на новоселье должны были принести необходимые для хозяйства подарки.
Помимо коллективного строительства дома, устраивали и другие шихафы, чтобы облегчить семье решение других хозяйственных дел.
Это такие, например, как очистка кукурузных початков. В этом участвовали не только женщины, но и подростки — мальчики и девочки.
Иногда шихаф продолжался два-три дня, и хотя не обязательно было каждый день быть одним и тем же людям, но из каждой семьи кто-то должен был принять участие. Случалось, что трехдневную работу заканчивали за два дня. Очищенную кукурузу мужчины засыпали в са- петки.
Чаще всего шихафы проводились по обработке шерсти, так как у адыгов было много овец. Шерсть с них служила им и одеждой, и одеялом, и матрасом.
Шерсть стирали, высушивали, общипывали. Ею забивали отдельную, пустую комнату. Затем приглашали каждого отдельно, прося назавтра явиться на шихаф по обработке шерсти.
Все приходящие приносили с собой свои чесалки. Их называли чэр- кес цыпх («черкесские чесалки»). Чесали ими шерсть и делали затем клубочки (комочки). И так они чесали целый день.
Из длинной шерсти старых овец изготавливали матрасы, из шерсти ягнят — одеяла. Женщину, которая не могла сделать матрас и одеяло, не считали настоящей женщиной. Из шерсти ягнят также делали войлок. Для этого чесали невымытую шерсть, скатывали и крепко связывали. Затем равномерно выкладывали на циновку, а потом поливали всю шерсть горячей водой (что руки могли терпеть). После этого брались за конец циновки, на которой разложена шерсть, круто и крепко сворачивали и туго перетягивали веревками, поливали эту свернутую циновку горячей водой, переворачивая, утрамбовывали ее не менее часа, прижимая к стене. После чего циновку развязывали, выпрямляли. Этот войлок не пропускал воду и из него делали бурки. На нем также спали незамужние девушки и неженатые парни, чтобы у них сформировалась красивая фигура. Тех, которые явились на шихаф, кормила семья организатора, но в этом принимали участие и неженатые парни. От лица известной в селе девушки к неженатому парню отправляли маленькую девочку, перевязав ее руки. Парень, к которому подходила эта девочка, развязав ее руки, передавал через нее какие-нибудь сладости. Этими принесенными сладостями угощали участников коллективной работы. На угощение готовили соус из курятины, напитки, сваренный на молоке сладкий рис.
Свежие комментарии