На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

А.С. Пушкина о Мстиславе

Как известно, у А.С. Пушкина интерес к истории России стал проявляться еще с детских лет , и с годами это увлечение только усиливалось . Несмотря на молодость , он уже в юношеском возрасте хорошо знал «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина, его исторические драмы и трагедии. Пушкинская «История Пугачева», наброски к «Истории Петра Первого» и ныне не утратили своей научной ценности. А после посещения Кубани в 1820-м году он задумал написать поэму о Мстиславе , победившем в единоборстве закубанского князя Редедю перед полками касожскими (черкесскими), «коих страна в Х веке именовалась касахиею». Впоследствии, а именно в 1822-м году, А.С. Пушкин пытается в стихотворной форме обработать легенду о Мстиславе Удалом и Редеде и даже составить план этой работы. Свой замысел поэт раскрывает в эпилоге «Кавказского пленника». Увлекшись сохранившимися в памяти историческими реминисценциями, автор пишет: Богиня песен и рассказа, Воспоминания полна, Быть может, повторит она Преданья грозно

А.С. Пушкина о Мстиславе

Как известно, у А.С. Пушкина интерес к истории России стал проявляться еще с детских лет , и с годами это увлечение только усиливалось . Несмотря на молодость , он уже в юношеском возрасте хорошо знал «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина, его исторические драмы и трагедии. Пушкинская «История Пугачева», наброски к «Истории Петра Первого» и ныне не утратили своей научной ценности. А после посещения Кубани в 1820-м году он задумал написать поэму о Мстиславе , победившем в единоборстве закубанского князя Редедю перед полками касожскими (черкесскими), «коих страна в Х веке именовалась касахиею». Впоследствии, а именно в 1822-м году, А.С. Пушкин пытается в стихотворной форме обработать легенду о Мстиславе Удалом и Редеде и даже составить план этой работы. Свой замысел поэт раскрывает в эпилоге «Кавказского пленника». Увлекшись сохранившимися в памяти историческими реминисценциями, автор пишет:

Богиня песен и рассказа,

Воспоминания полна,

Быть может, повторит она

Преданья грозного Кавказа;

Расскажет повесть дальних стран,

Мстислава древний поединок!..

К этим словам он сделал следующее примечание : « Мстислав , сын св . Владимира , прозванный удалым, удельный князь Тмутаракани (остров Тамань). Он воевал с касогами (по всей вероятности, нынешними черкесами) и в единоборстве одолел князя их Редедю. См. Ист. Гос. Росс. Т.2».

Обещание А.С. Пушкина послужило поводом того, что П.А. Вяземский в статье, посвященной «Кавказскому пленнику», высказал свою надежду прочитать в недалеком будущем настоящую эпическую поэму на русскую историческую тему. Считая это национальным долгом писателя, критик писал: «Слишком долго поэзия русская чуждалась природных своих источников и почерпала в посторонних родниках жизнь заемную, в коей оказывалось одно искусство, но не отзывалось чувству биения чего-то родного и близкого»9. Однако Пушкин уклонился от выполнения того, что ожидали от него критики: не осуществил задуманную идею.

Примечательно, что история, о которой А.С. Пушкин хотел рассказать, отразилась и в русских летописях и в устно-поэтическом творчестве адыгов. Согласно русской летописи в 1022 году Мстислав со своим войском пошел на касогов. Во время поединка с Редедею тмутараканский князь, почувствовав слабость, попросил помощи у Пресвятой Богородицы , взамен обещал построить храм в ее честь . Святая Богоро -дица помогла Мстиславу одолеть касожского князя. И в действительности Мстислав, храня верность данному слову, в 1022 году воздвиг в Тмутаракани церковь Пресвятой Богородицы, где крестили сыновей Редеди — Джепша и Зафеса, в крещении ставших Юрием и Романом.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх