На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

О владетелях Сочи - князьях Аубла

Чачхалиа Д. К. Аубла. Абхазский княжеский род. Владетели прибрежной земли в западной части исторической Абхазии между мамайским хребтом и р. Хостой (центральный район современного Б. Сочи). По имеющейся версии происходят от владетельской фамилии Чачба. Этим можно объяснить особое почтение, с которым относились к представителям этого рода во всей Абхазии. По давней фамильной традиции, детей своих Аубла не ставят на землю, а носят на руках многочисленные няньки порой до 3-летнего возраста, а то и более. Затем устраивается званный пир в честь поставления ребенка на землю, после чего он может передвигаться самостоятельно. Но и потом, слуги и вассалы князя Аубла считали недостойным его высочества стоять на сырой земле и джигиты стелили под ноги Аубла бурки, снятые со своих плеч. Имение князей Аубла называлось Саша, Сача или Садша. В подчинении князей Аубла находилось до свыше 70 вассальных дворян, владевших в имении сеньёра отдельными селами, поселками, кварталами. Среди вассалов князей Ау

Чачхалиа Д. К.

Аубла. Абхазский княжеский род. Владетели прибрежной земли в западной части исторической Абхазии между мамайским хребтом и р. Хостой (центральный район современного Б. Сочи).

По имеющейся версии происходят от владетельской фамилии Чачба. Этим можно объяснить особое почтение, с которым относились к представителям этого рода во всей Абхазии. По давней фамильной традиции, детей своих Аубла не ставят на землю, а носят на руках многочисленные няньки порой до 3-летнего возраста, а то и более. Затем устраивается званный пир в честь поставления ребенка на землю, после чего он может передвигаться самостоятельно. Но и потом, слуги и вассалы князя Аубла считали недостойным его высочества стоять на сырой земле и джигиты стелили под ноги Аубла бурки, снятые со своих плеч.

О владетелях Сочи - князьях Аубла
Григорий Гагарин. Совещание черкесских князей в 1839—40-х гг. Из альбома " Le Concaseploresque. Dessine d'apres nature par le Prince G.Gagarin', Paris, 1847. Григорий Гагарин. Совещание черкесских князей в 1839—40-х гг. Из альбома " Le Concaseploresque. Dessine d'apres nature par le Prince G.Gagarin', Paris, 1847.

Имение князей Аубла называлось Саша, Сача или Садша. В подчинении князей Аубла находилось до свыше 70 вассальных дворян, владевших в имении сеньёра отдельными селами, поселками, кварталами. Среди вассалов князей Аубла были дворяне Чуа, Чазмаа, Арлан, Бзыгуа. Территориально соприкасаясь с приморскими шапсугами и убыхами, они не вступали в родство даже с лидерами последних, поскольку у тех не было аристократов княжеского достоинства, а только лишь дворянского. Поскольку Аубла были одного происхождения с владетелями Абхазского княжества, то представитель рода Аубла пользовался беспрецедентным правом не вставать, когда остальные абхазские и джигетские князья вставали, приветствуя, владетеля Чачба или других членов владетельского дома.

Путешественник первой половины XVII века Эвлия Челеби писал, что «земля народа садша из числа абхазов» могла выставить в поход до 10 тысяч вооруженных воинов.

Сопровождения владетеля Садша Аубла Али Ахмета при его поездке к владетелю Абхазского княжества Михаилу Георгиевичу состояла из кавалькады в 300-400 всадников.

В недавнем христианском прошлом главной церковью поместья был домовый храм князей Аубла. Назывался он по имени помещиков – Аубла ныха (Аублова церковь). Селение, в котором жил последний владетель поместья Сача, в русских документах порой именуется, как Архыщна Аху (Холм {надочажной} цепи). А само поместье Сача – Аубла Твыла (Земля Аубла).

[img]"[/img]
James Stanislaus Bell. Ancient pendent cross, on the Hills of Sache (Древний навесной крест на холмах Сочи) 1838. James Stanislaus Bell. Ancient pendent cross, on the Hills of Sache (Древний навесной крест на холмах Сочи) 1838.

На пепелище церкви к XIX-му столетию оставались лишь водруженные кресты на древнем погосте, предметы церковной утвари и цепь от паникадила, повешенная на нижней ветке развесистого дерева, некогда стоявшего в церковной ограде.

10 мая 1838 года здешний владелец Ахмет и сын его Али-бей были возмущены вандализмом сторонников священной войны с христианами. Они восприняли как надругательство и прямое оскорбление снесение крестов на их древнем кладбище и святилище Аубла-ныха. Специальное собрание по этому вопросу, состоявшееся в Сача, осудило виновных, которыми оказались приверженцы Магомеда Амина и сам наиб Шамиля на Западном Кавказе. Среди крестов были как просто железные, так и несколько позолоченных. Главные кресты с цепью висели на святом дереве в урочище Архыщна Аху. Другие были водружены на погосте.

Являясь, как и другие джигеты, этническими абхазами (апсуа), живущие сегодня в Турции представители рода Аубла почитают и придерживаются традиционной культуры «апсуара» (абхазство) и ее понятия прививают своим детям. Род Аубла сильно пострадал в процессе выселения из Кавказа в Турцию в середине столетия. Султан принял князей Аубла с великим почетом и предоставил им жительство в ближнем и престижном предместье Стамбула – Бешикташ. Они пожили там некоторое время, но затем захотели быть в окружении своих соотечественников. Таким образом, князья Аубла переселились в уже образовавшееся селение абхазских изгнанников – махаджиров, Джгерду. Старшее поколение хорошо говорит на абхазском языке. Жены их – абхазки, также представительницы высшей знати.

В абхазском языке имеется целый ряд пословиц и поговорок, связанных с родом Аубла и отражающих его высокородность.

Слово Аубла имеет и второе значение – святой, пророк. И эти божественные свойства признаются за членами фамилии Аубла. Возможно, в прошлом кто-нибудь из предков Аубла был главой церкви или другим, высшего ранга священнослужителем. «Аубла – паимбаруп», - говорят абхазы и сегодня, что означает «Аубла – это архангел».

Мнение Аубла было окончательным приговором в тяжбах и спорах. Владетель был главным судьей. Даже будучи в Турции, в изгнании, представители рода Аубла не раз приглашались в Абхазию для разрешения наиболее трудных дел или прекращения кровной вражды.

#абаза #черкесы #абхазы #садзы #убыхи #кавказ #восточное причерноморье #сочи #шапсуги

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх