«Так юноша сдает свои позиции после упорного словесного поединка с девушкой, которая превзошла его в остроумии и находчивости. Но юноша не только не сожалеет о своем поражении, он даже рад уступить первенство сопернице. Главная цель зэфэусэ достигнута: юноша искал остроумную и красноречивую девушку и нашел ее».
Для зэфэусэ, как и для всей системы адыгского народно-поэтического творчества, характерна формульность речевых единиц и амебейность композиции. Формульность здесь – не только художественно-изобразительный прием, но материал, из которого строится произведении. В зэфэусэ нами выделено несколько типов формул: композиционные, оценочные (формулы-характеристики), формулы-условия, формулы-отказы и т. д. Одни формулы ярко выражены и варьируются во многих текстах, другие лишь обозначены. Композиционные формулы. Их три – формула вызова, продолжения и финала. В развернутых зэфэусэ они все присутствуют в усеченных, состоящих из двух-трех взаимоориентированных реплик, функции нескольких типов формул выполняет или формула вызова, или формула финала. Формула вызова на состязание. Она наиболее устойчива в данном жанре и существует во множестве вариантов. Например: Дунаир къэзыгъэнэфрэр – Мир освещает Зы маз, – Одна луна, Гур зыгъэразэрэр зы тхыд. – Сердцу радость дает одно слово. Тхыдэ джэуап къысэт, пшъашъ! – Словами дай мне ответ, девушка! . Подобной формулой вызова, как правило, пользуется юноша, так как в ситуации ухаживания он является инициатором зэфэусэ. Формула продолжения зэфэусэ. Она наиболее характерна для развернутых произведений этого жанра. Каждый из соперников начинает свою новую реплику с нее. Существует несколько видов формул-продолжений: однострочные, двух- или трехстрочные. Например, двухстрочные: Тызэрэубыным дэбгъэзагъэмэ, Мыдэ зыкъэгъэхьазыри къэда1у, – Если хулить друг друга начали, Приготовься и слушай. Формула конца зэфэусэ. Обычно она завершает словесный поединок. В отличие от формулы вызова она менее устойчива. Поражение одной стороны в словесном состязании подготавливается другой стороной, предлагающей сопернику сдать позиции. Так, девушка намекает юноше, что он наговорил много лишнего, и это может помешать ему: О сыпщэ пш1оигъо дэд, – Тебе очень хочется на мне жениться, Пхъэу зэпыуупк1рэм к1эзыгъэ фэмыш1, – Рубленых поленьев не роняй, Пхъэ1ушк1эн фэмыш1. – И щепок не оставляй. На что юноша отвечает: «Сидышъэ чысэ къопс и1эжьэп, Блэк1ып1э си1эжьэп. – Мне больше некуда деваться. Так юноша сдает свои позиции после упорного словесного поединка с девушкой, которая превзошла его в остроумии и находчивости. Но юноша не только не сожалеет о своем поражении, он даже рад уступить первенство сопернице. Главная цель зэфэусэ достигнута: юноша искал остроумную и красноречивую девушку и нашел ее. Зэфэусэ (поэтические прения) в фольклоре адыгов. Унарокова Р. Б.«Так юноша сдает свои позиции после упорного словесного поединка с девушкой,
которая превзошла его в остроумии и находчивости. Но юноша не только не сожалеет о своем поражении, он даже рад уступить первенство сопернице. Главная цель зэфэусэ достигнута: юноша искал остроумную и красноречивую девушку и нашел ее».
Для зэфэусэ, как и для всей системы адыгского народно-поэтического творчества, характерна формульность речевых единиц и амебейность композиции. Формульность здесь – не только художественно-изобразительный прием, но материал, из которого строится произведении.
В зэфэусэ нами выделено несколько типов формул: композиционные, оценочные (формулы-характеристики), формулы-условия, формулы-отказы и т. д.
Одни формулы ярко выражены и варьируются во многих текстах, другие лишь обозначены.
Композиционные формулы. Их три – формула вызова, продолжения и финала. В развернутых зэфэусэ они все присутствуют в усеченных, состоящих из двух-трех взаимоориентированных реплик, функции нескольких типов формул выполняет или формула вызова, или формула финала.
Формула вызова на состязание. Она наиболее устойчива в данном жанре и существует во множестве вариантов. Например:
Дунаир къэзыгъэнэфрэр – Мир освещает
Зы маз, –
Одна луна,
Гур зыгъэразэрэр зы тхыд. –
Сердцу радость дает одно слово.
Тхыдэ джэуап къысэт, пшъашъ! – Словами дай мне ответ, девушка! .
Подобной формулой вызова, как правило, пользуется юноша, так как в ситуации
ухаживания он является инициатором зэфэусэ.
Формула продолжения зэфэусэ. Она наиболее характерна для развернутых
произведений этого жанра. Каждый из соперников начинает свою новую реплику с нее. Существует несколько видов формул-продолжений: однострочные, двух- или трехстрочные. Например, двухстрочные:
Тызэрэубыным дэбгъэзагъэмэ,
Мыдэ зыкъэгъэхьазыри къэда1у, –
Если хулить друг друга начали,
Приготовься и слушай.
Формула конца зэфэусэ. Обычно она завершает словесный поединок. В отличие от формулы вызова она менее устойчива.
Поражение одной стороны в словесном состязании подготавливается другой стороной, предлагающей сопернику сдать позиции. Так, девушка намекает юноше, что он наговорил много лишнего, и это может помешать ему:
О сыпщэ пш1оигъо дэд, –
Тебе очень хочется на мне жениться,
Пхъэу зэпыуупк1рэм к1эзыгъэ фэмыш1, –
Рубленых поленьев не роняй,
Пхъэ1ушк1эн фэмыш1. –
И щепок не оставляй.
На что юноша отвечает:
«Сидышъэ чысэ къопс и1эжьэп,
Блэк1ып1э си1эжьэп. –
Мне больше некуда деваться.
Так юноша сдает свои позиции после упорного словесного поединка с девушкой,
которая превзошла его в остроумии и находчивости. Но юноша не только не сожалеет о своем поражении, он даже рад уступить первенство сопернице. Главная цель зэфэусэ достигнута: юноша искал остроумную и красноречивую девушку и нашел ее.
Зэфэусэ (поэтические прения) в фольклоре адыгов.
Унарокова Р. Б.
Свежие комментарии