Как же начинался поединок у черкесов? Начиналось с того, что инициатор поединка расстилал на земле свою бурку и став на одном из ее краев говорил противнику: «Подойди сюда и стань». Затем каждый из дуэлянтов предлагал нанести удар первым, ссылаясь на какие-либо причины гонофорического плана. Типичные аргументации этого предложения следующие: «ты старше и потому право первого удара за тобой»; «я первый вызвался на дуэль, поэтому теперь ты начинай первым»; «ты гость в наших краях, бей первым» и т.
п. Взаимные оскорбления, угрозы, едкие, уничижительные реплики и замечания в адрес противника считались совершенно недопустимыми в данной ситуации. И все это вместе взятое, судя по высказываниям Хан-Гирея, можно было отнести к так называемой «дворянской (т.е. благородной) неприязненности или вражде»...Как же начинался поединок у черкесов? Начиналось с того, что инициатор поединка расстилал на земле свою бурку и став на одном из ее краев говорил противнику: «Подойди сюда и стань». Затем каждый из дуэлянтов предлагал нанести удар первым, ссылаясь на какие-либо причины гонофорического плана. Типичные аргументации этого предложения следующие: «ты старше и потому право первого удара за тобой»; «я первый вызвался на дуэль, поэтому теперь ты начинай первым»; «ты гость в наших краях, бей первым» и т.п. Взаимные оскорбления, угрозы, едкие, уничижительные реплики и замечания в адрес противника считались совершенно недопустимыми в данной ситуации. И все это вместе взятое, судя по высказываниям Хан-Гирея, можно было отнести к так называемой «дворянской (т.е. благородной) неприязненности или вражде».
По условиям поединка строго запрещалось наносить кинжалом колющие удары, сходить с бурки под натиском противника, бороться, биться кулаками и ногами, применять, помимо кинжала, какое-либо другое оружие. Бурка в этом случае выполняла роль своего рода татами-пространства, определяющего и ограничивающего поле боя. Если соперник, уклоняясь от удара, сходил с бурки, то наступающий получал право колющего удара. Но не все и не всегда считали необходимым воспользоваться этим правом. Предпочтение отдавалось «чистой» победе, одержанной в рамках сражения на расстеленной бурке, и обязательно рубящим, а не колющим ударом. Благодаря этим правилам вероятность смертельного исхода поединков заметно снижалась, хотя случаи тяжелых ранений и увечий были нередки.
Ограничение поля боя буркой придает данной форме дуэлей особый колорит. С важной ролью бурки связано, как сказано, название поединков («вбрасывание бурки»), а также стереотипное выражение, используемое для вызова на дуэль -«Станем по краям бурки». В каком-то смысле бурка напоминает здесь роль, которая отводится перчатке в ритуале вызова на дуэль в странах Западной Европы.
Уместно вспомнить в этой связи и распространенные в народе версии происхождения черкесских дуэлей на бурке. По одной из них начало этой традиции было положено Адиль-Гиреем Атажукиным по прозвищу «Темный князь» (Пщыф1ыц1э). В конце XVII в. в результате междоусобных войн Кабарда лишилась общепризнанных лидеров. Право на верховную власть имели и оспаривали одновременно несколько князей. Когда при встрече с этими князьями русский посланник спросил, кто из них является правителем страны, неожиданно для всех маленький и невзрачный Адиль-Гирей Атажукин встал и заявил: «Я правитель Кабарды». Затем сбросил с себя бурку, выхватил кинжал и, окинув грозным взглядом собравшихся князей, сказал: «Тот, кто не согласен с этим пусть станет на эту бурку и сразимся». Никто из князей не принял вызова, и Атажукин стал правителем Кабарды.
С этих пор, как утверждают в народе, дуэль щ1ак1уэзэпыДзэ распространилась среди черкесов, что является, однако, только легендой. По-видимому, такие дуэли возникли и практиковались задолго до XVII в. С другой стороны, как привычная форма выяснения отношений данная традиция сохранялась довольно долго. По рассказам очевидцев поединок на кинжалах применялся в Кабарде вплоть до 20-х годов ХХ в. По свидетельству Бетала Ордашева из сел. Дугулубгей, в детстве он видел как на окраине их села таким способом сразились два молодых человека: Кодзоков и Мирзаканов, священнослужитель, преподававший в медресе. Оба были тяжело ранены, но с бурки не сошли. О том, что они неоднократно наблюдали дуэли на бурках, или слышали о них рассказывали мне Гиса Ордоков из сел. Ис-ламей, Хазиз Шагирбеев из сел. Нартан6, Хажали Балкаров из сел. Кишпек и др.
У шапсугов, как свидетельствуют источники, практиковались поединки на стрелах. Здесь также действовали правила и ограничения, придававшие сражению форму «цивилизованного» выяснения отношений, подобие честной и справедливой игры. По условиям поединка противники с тридцатью стрелами в колчанах становились друг напротив друга на расстоянии тридцати шагов и расстилали рядом с собой на земле свои бурки. И тот и другой вынимали из своих колчанов приготовленные заранее стрелы - по тридцать на каждого и аккуратно раскладывали на своих бурках. Затем, договорившись о том, кто будет бить первым, поочередно метали друг в друга стрелы, пока один из дуэлянтов не погибал или не получал тяжелое ранение. Выяснение отношений считалось законченным и в том случае, если, израсходовав все тридцать стрел, противники оставались живы и все еще стояли на ногах. Прекращать дуэль после легкого ранения не полагалось. Делом чести каждого мужчины считалось продолжить бой до тех пор, пока, несмотря на раны, можно было еще устоять на ногах. Либо до тех пор, пока не упадет и не сможет подняться его противник.
Источник
Свежие комментарии