«Картлис цховреба» является выдающимся памятником грузинской исторической письменности, в котором отражена история Грузии с древнейших времен. Это сборник исторических событий, описанных разными авторами, в котором переданы многие важные сюжеты не только истории Грузии, но и мировой истории...
«Картлис цховреба» является выдающимся памятником грузинской исторической письменности, в котором отражена история Грузии с древнейших времен.
Это сборник исторических событий, описанных разными авторами, в котором переданы многие важные сюжеты не только истории Грузии, но и мировой истории.На территорию Грузии евреи попали еще до того, как грузины познакомились с их выдающимся творчеством — библейскими книгами. «Об этом свидетельствуют не только исторические хроники, но и сами еврейскоязычные эпиграфические памятники, обнаруженные на территории Грузии».
Первое упоминание евреев в «Картлис цховреба» связано с важным явлением в еврейской истории: с их выходом из Египта. Грузинский историк, естественно, отметил это событие в произведении «Жизнь картлийских царей и первоначальных отцов и предков» или же при перечислении древнейших предков грузин. После того, как персы взяли реванш и опять обложили данью картлосианов в Картли пришло известие, что Моисей перешел море и вывел евреев из египетского рабства.
Следующее упоминание евреев в «Картлис цховреба» связано с их прибытием в Грузию, когда царь Навуходоносор завоевал Иерусалим, и часть бежавших оттуда евреев поселилась в Картли.
О приходе евреев многие исследователи высказали свое мнение (Г. Меликишвили, И. Давид, Э. Мамиствалишвили, К. Церетели, М. Курдиани и др.) Часть из них (Г. Меликишвили, И. Давид) считают, что евреи не могли прийти в Картли раньше V в. до н. э., а интерес грузинских летописцев к еврейской теме вызван тем, что за возвышением Багратионов последовало упоминание их предков в древнейших грузинских летописях.
Мы разделяем традиционный взгляд о времени прихода евреев в Грузию и высказываем мнение о приходе более древнего потока евреев на территорию Грузии, в частности в VIII в. до н. э. Мы обратили внимание на сведение Вахушти Батонишвили о приходе евреев в Картли «вновь» и предположили, что: «Вахушти было известно о катастрофе Израильского царства в VIII в. до н. э. (722 г. до н. э.) и переселенных или бежавших в то время из Иудеи в Грузию части евреев». Мы можем сказанное Вахушти слово «вновь» объяснить следующим образом: как известно, в VI в. до н. э. Навуходоносор дважды ходил войной на Иерусалим. В 596 г. до н. э. гнев Нововавилонского царя настиг знатный слой Иерусалима. Возможно, какая-то часть из них пришла в Картли и приобрела земли «данью», т. е. за плату. Второй поток, возможно, приходится на время массового уничтожения, т. е. на 586 г. до н. э. Не кажется невозможным, что оставшимся в Иерусалиме были известны те регионы, где произошло массовое рассеяние населения. В этой связи политическое устройство Картли соответствовало принятию беженцев-иудеев. Таким образом, спустя одиннадцать лет изгнанные из Иерусалима соплеменники свободно направлялись в Мцхету. Вероятно, они и были «вновь» пришедшие, и их поселили среди «ранее» прибывших.
Источник
Свежие комментарии