В средневековой истории адыгов, несмотря на её длительное изучение, существует ещё не мало пробелов и неудовлетворительно разработанных проблем. Одной из таких проблем нам представляется проблема исторического существования феодального владения Кремух (Кремук), фиксируемого в XIV—XV вв., но не получившего отражения и попыток интерпретации в таких обобщающих трудах, как «Общественный строй адыгских народов» В.
К. Гарданова (1967), коллективные «Очерки народов Адыгеи» (1957) и «История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.» (1988). Адыгское княжество Кремух выпало из поля зрения кабардинских историков Б. Мальбахова и А. Эльмесова в их книге «Средневековая Кабарда» (1994). Область Кремух упоминает в своем исследовании «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа» (1973) Н.Г. Волкова, но население этой области она считает ногайским, а не адыгским. © «Адыги.RU» Кузнецов В.А.В средневековой истории адыгов, несмотря на её длительное изучение, существует ещё не мало пробелов и неудовлетворительно разработанных проблем. Одной из таких проблем нам представляется проблема исторического существования феодального владения Кремух (Кремук), фиксируемого в XIV—XV вв., но не получившего отражения и попыток интерпретации в таких обобщающих трудах, как «Общественный строй адыгских народов» В.К. Гарданова (1967), коллективные «Очерки народов Адыгеи» (1957) и «История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.» (1988). Адыгское княжество Кремух выпало из поля зрения кабардинских историков Б. Мальбахова и А. Эльмесова в их книге «Средневековая Кабарда» (1994). Область Кремух упоминает в своем исследовании «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа» (1973) Н.Г. Волкова, но население этой области она считает ногайским, а не адыгским.Наиболее подробные и достоверные сведения о Кремухе содержаться у венецианского автора, купца Иосафата Барбаро, жившего в венецианской колонии при устье Дона — Тане — в 1436—1452 гг. По И. Барбаро, область кремух находится в трех днях пути от Таны в глубь Северного Кавказа, правитель её носит имя Биберди, что значит «Богом данный», и он является сыном Кертибея. «Под его властью — пишет И. Барбаро — много селений, которые по мере надобности могут поставить две тысячи конников. Там прекрасные степи, много хороших [128] лесов, много рек... Хлеба в той стране много, а также мяса и мёда, но нет вина».
Во второй половине XV в. область Кремух упоминает генуэзец Джорджио Интериано, лично побывавший в Черкесии: «Самое большое и лучшее поселение — сообщает Интериано — это небольшая долина в глубине страны, называемая Кромук, имеющая лучшее местоположение и более других населенное». Как видно, оба автора дают очень сходную характеристику, как местоположения области Кремух, так и её природным условиям.
3. В своих комментариях к переводу И. Барбаро Е.Ч. Скржинская отмечает, что область Кремух находилась на Кубани, там «где ныне живут адыгейцы» — в округе нынешнего г. Майкопа. Данная локализация подтверждается неизвестной Е.Ч. Скржинской картой России Я. Гастальдо 1548 г., где Кремух помещен в среднем течении Кубани и именно в районе Майкопа. Мы принимаем эту локализацию области Кремух.
4. Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым отметить, что территориально и хронологически область Кремух полностью совмещается с широко известным в археологии Кавказа Белореченским курганным адыгским могильником XIV—XV вв. у г. Белореченск северо-западнее Майкопа. Могильник исследован 1896—1907 гг. Н.И. Веселовским и опубликован В.П. Левашовой в 1953 г., приписавшей курганы черкескому племени абадзехов.
5. Белореченский могильник дал богатую и разнообразную материальную культуру, в том числе импорты — например, ткани иранские, китайские, венецианские, стеклянную посуду венецианскую и сирийскую и т.д. Исследование художетвенного металла из курганов, выполненное М.Г. Крамаровским, показало направление влияний — латинское, малоазийское, греческое, — шедших на Северо-западный Кавказ через Каффу и Тану на Тамань и далее вглубь Кавказа. Наличие многочисленных дорогостоящих импортов подтверждает отмеченное Барбаро и Интериано богатство области Кремух и существование в ней рынка, связанного с итальянскими торговыми факториями в Северо-Восточном Причерноморье. Видимо, через Кремух проходил и генуэзский путь от Тамани-Матреги и Копарио на восток Кавказа вплоть до Дагестана. Благодаря этим причинам указанные импорты и осели в адыгских курганах Белореченска.
6. Белореченские курганы необходимо рассматривать в комплексе с Белореченской церковью, открытой в 1869 г. у г. Белореченск. Сама церковь осталась не опубликованной, её архитектура неизвестной, что порождает ряд неясностей. Но внутри церкви обнаружено богатое захоронение с золотыми и серебряными украшениями и золотой парчой. Близ склепа был найден камень с надписью, содержащей имя Георгия Пиуперти — владетеля Минилии. Видимо, речь идет об эпитафии, стоявшей [129] над склепом. По описанию инвентаря погребение может быть датировано XV в.
7. Совмещение письменных данных XV в. о Кремухе, результатов исследований Белореческого могильника и раскопок Белореческой церкви с её богатым захоронением позволяет нам сделать вывод о том, что все эти материалы характеризуют адыгское феодальное образование — княжество Кремух, — находившееся в районе Белореченска-Майкопа и экономически связанное с итальянскими факториями Крыма и Кавказа.
8. В середине XV в. владение Кремух возглавлял, по Барбаро, князь (пши) Биберди — имя, известное в адыгской антропонимике. По фольклорным материалам адыгов Биберд был предком князей Хатуковых, владевшим племенем хатукаевцев, обитавших в долине р. Белой. Обратим внимание на фонетическую близость имени Биберди с именем Пиуперти на надписи-эпитафии. Допустимо предположить, что это одно историческое лицо — правитель недолго существовавшего и ныне забытого адыгского княжества Кремух, а Белореченская церковь была его главным христианским храмом. О христианстве адыгов-черкесов до XVII в. хорошо известно.
В другом сочинении И. Барбаро о путешествии в Персию содержится свидетельство о том, что в 1486 г. состоялось вторжение мусульман, «кричащих о смерти христиан согласно своей вере», на Северный Кавказ. Мусульманское (персидское) войско дошло до Черкесии, но здесь было встречено «людьми» Тетракоссы и Кремуха и в состоявшемся сражении потерпело поражение и бежало «в свою страну». Эти данные Барбаро подтверждают принадлежность населения области Кремух к христианскому вероисповеданию в конце XV в.
9. Изложенный выше синтез достоверных письменных источников и давно известных археологических материалов позволяет нам поставить вопрос о существовании в XIV—XV вв. на Средней Кубани адыгского феодального владения Кремух и тем самым попытаться открыть новую страницу в истории народов Западного Кавказа.
© «Адыги.RU»
Кузнецов В.А.
Свежие комментарии