На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Кто такие бжедуги-хамышеевцы? | Живой Кавказ - Интернет журнал | Яндекс Дзен

Во второй половине XV в. бжедуги-хамышеевцы вновь появляются на северном склоне Кавказского хребта и оставляют после себя топоним Хамыши в верховьях р. Белой. И наконец, уже совместно с черченеевцами, спустя почти два столетия (в 1642 г...

Кто такие бжедуги-хамышеевцы? | Живой Кавказ - Интернет журнал | Яндекс Дзен



Во второй половине XV в. бжедуги-хамышеевцы вновь появляются на северном склоне Кавказского хребта и оставляют после себя топоним Хамыши в верховьях р.

Белой. И наконец, уже совместно с черченеевцами, спустя почти два столетия (в 1642 г.) после долгой и упорной борьбы с абадзехами, хамышеевцы оттесняются с верховьев рр. Пшиша, Марты, Псекупса, Чибия в низовья этих рек и потеснив, в свою очередь, кемиргойцев, занимают места нынешнего поселения и частично правый берег Пшиша.




Таким образом, Тахтамукайская община могла появиться здесь в середине XVII в. и, следовательно, ее возраст исчисляется, по Л.И. Лаврову, около трех столетий. Но в любом случае, это надо считать не приходом бжедугов-хамышеевцев на новое место жительства, а возвращением или же внутриадыгской миграцией. Есть также предположение, что Тахтамруко был выходец не из прибывших с юга обществ, а из постоянно проживающих здесь поселенцев, уцелевших еще с аварского нашествия.




Привлечение этнографического материала, в свою очередь, дает возможность уточнить чуть ли не пофамильно древних жителей "Тэхъутэмрыкъо-ч1ыгу". Так называемые меотские "таблетки", впервые обнаруженные Н.В. Анфимовым именно на Тахтамукайском городище, несут на себе загадочные знаки, среди которых по меньшей мере треть, несомненно, связана с древней геральдикой адыгов. Из полусотни изображений на этих "таблетках" узнаются тамги знаменитых в свое время адыгских родов:


Шеуджен Натхо Тлиш Тлепцерше


Хатко Евтых Тлехас Хокон


Шартан Еиш Хакуз Цей


Сиюх Хатогогу Тауй Кабарда


Абида Бзакамук Хачемиз Коц


Хамдок Бешуко Абазок Джан дар


Карабаш Дабаго Натырбей


14 фамилий можно найти среди современных тахтамукайцев.


Разумеется, это не означает, что указанные адыгские роды живут здесь с III в. до н.э., когда появляются "таблетки" у племени фатов. Было много перемещений, родственных переориентаций и родовых перемешиваний. Но это еще раз доказывает, в первую очередь, адыгско-меотскую этническую принадлежность древних тахтамукайцев. И не случайно, наверное, профессор Н.В. Анфимов в своей справке по возрасту Тахтамукая подчеркнул: "Это селение имеет полное право отмечать и праздновать не 270-летие, а 2500-летнюю дату со времени основания".



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх