На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Кушъэхапх — укладывание ребенка в колыбель у черкесов

Как рассказывали нам многие, через неделю после рождения ре­бенка его укладывали в колыбель. Встречались однако и такие, кото­рые рассказывали, что укладывали в колыбель через три недели, а то и через сорок дней. В этом вопросе нет определенных установок. Обыч­но для этого выбирали четверг или пятницу.

Эти дни считались благо­приятными. Если укладывали ребенка в колыбель в четверг, делали это после обеденного намаза, а если в пятницу, то перед обеденным нама­зом, рассчитывая, что ребенок будет в таком случае более спокойно чувствовать себя в колыбели. Если рождался первым ребенком маль­чик, то семья отца должна была приготовить колыбель. А если девочка — то семья матери (ее родители), да еще должны были, приготовив все необходимое для этой церемонии, навестить ребенка. Они приносили с собой все необходимое для укладывания ребенка в колыбель, подарки для членов семьи, сладости. В набор для ребенка входило: одеяльце, подушка, колыбель (в которой должен находиться матрасик набитый половой

Кушъэхапх — укладывание ребенка в колыбель у черкесов

Как рассказывали нам многие, через неделю после рождения ре­бенка его укладывали в колыбель. Встречались однако и такие, кото­рые рассказывали, что укладывали в колыбель через три недели, а то и через сорок дней. В этом вопросе нет определенных установок. Обыч­но для этого выбирали четверг или пятницу. Эти дни считались благо­приятными. Если укладывали ребенка в колыбель в четверг, делали это после обеденного намаза, а если в пятницу, то перед обеденным нама­зом, рассчитывая, что ребенок будет в таком случае более спокойно чувствовать себя в колыбели. Если рождался первым ребенком маль­чик, то семья отца должна была приготовить колыбель. А если девочка — то семья матери (ее родители), да еще должны были, приготовив все необходимое для этой церемонии, навестить ребенка. Они приносили с собой все необходимое для укладывания ребенка в колыбель, подарки для членов семьи, сладости. В набор для ребенка входило: одеяльце, подушка, колыбель (в которой должен находиться матрасик набитый половой от проса), простынка, две длинные матерчатые полоски, рас­шитые различными узорами,— свивальни, которыми привязывают ре­бенка к колыбели, маленькие подушечки (их должно быть три, две оди­наковые — их клали под руки, третью — на ноги, подушечки были на­биты овечьей шерстью), накидка на личико, палочка, продеваемая в матерчатые свивальни, сосуд (в него ребенок испражнялся, можно еще назвать подставкой), трубочка для стекания мочи в баночку (ее делали из костей ягненка).

Считалось, что если в семье новорожденного ребенка приготовят колыбель для девочки, то последующие дети тоже будут девочками, поэтому и не готовили. Колыбель и необходимую палочку делали из дуба, считая, что ребенок проживет долго, если будет в ней лежать.

Еще говорили, что не к добру срубить дерево для приготовления колы­бели в четверг, считалось более благоприятным сделать это в пятницу или в понедельник после обеда, желательно осенью. Говорят, что если «срубишь дерево весной, то оно скоро начнет разрушаться». Дерево это надо было срубить на южной стороне горы. К тому же срубить должен был крепкий, здоровый, пожилой мужчина.

Если колыбель мастерили из дуба, то ножки, считалось, лучше сде­лать из корней боярышника. Если не могли подобрать подходящий ко­рень, делали из ствола. Чтобы ножки не скрипели, к нижней дуге при­крепляли кожу. Говорили, что такая колыбель качается «подобно каче­ли». При изготовлении колыбели гвозди не применялись, все скрепляли фасками и деревянными шпильками.

По внешнему виду колыбель для мальчика отличалась от колыбе­ли для девочки. Боковые стойки колыбели для мальчика соединялись прочной деревянной дугой. Это было удобно, чтобы повесить колыбель на дерево как качели, когда ребенка приходилось брать с собой в поле.

Девочек в поле с собой не брали. На колыбель для мальчика прикреп­ляли семейное тавро, на колыбель для девочки — полумесяц со звез­дой, приговаривая: «Пусть лицо ее будет светлым как луна, пусть ее звезда никогда не погаснет».

Кроме колыбели, для детей имелись и специальные лежаки-доски, детей к ним привязывали, когда надо было куда-нибудь пойти. Следует отметить, что пока ребенку не изготовили колыбель, а он беспокойно вел себя, иногда ее одалживали у соседей, но эта колыбель должна была быть такой, в которой не умер в младенчестве ребенок и выросло мно­го здоровых детей. Если ребенка везли к родителям матери, а у них колыбели не было, то ее брали с собой. Когда ребенка первый раз укла­дывали в колыбель, приглашали женщин-соседок, чтобы они пообща­лись с гостями. Угощали их, молились Аллаху за ребенка. Ребенка в колыбель укладывала бабушка, но если бабушки не было, то отец и мать вместе находили спокойную, степенную женщину, имеющую сво­их детей. Перед тем как уложить ребенка в колыбель, делали вид, что туда укладывают спать кот к у, приговаривали: «Пусть спит крепко, как старая кошка, пусть будет спокойным». Считали, что колыбель — это дом ребенка, поэтому говорили: «Пусть Аллах сделает твой дом теп­лым, спокойным, счастливым, чтобы ты мог спокойно спать». Уложив ребенка в колыбель, подушку под голову не клали. Когда ребенка ука­чивали, голова его должна была болтаться. Благодаря этому голова его становилась круглой, красивой. Если голова была красивой, то и лицо становилось красивым. Недаром ведь говорят: «При круглой го­лове не может быть неприятного лица», «Посмотрев на макушку ре­бенка, видишь и его лицо». Вот такие головы и называют «адыгская голова». Чтобы ребенку было удобно в колыбели, под голову клали за­вернутые вместе Коран, кусочек железа и дольку чеснока. Над голо­вой в колыбели вешали голубые бусы, а чтобы не сглазили, на лоб ре­бенка наносили мазок сажи.

Как рассказывают, детям пели колыбельные песни. Кто найдется из взрослых такой, кому в детстве не сочиняли и не пели колыбельные песни? Но к сожалению, они не помнят определенных колыбельных пе­сен, но в каждой семье для ребенка сочиняли свои. Таким способом бабушки в песнях выражали то, что они желали видеть в своих внуках, когда те станут взрослыми, какими качествами и характером должны они обладать.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх