На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Расселение адыгов по всему Черноморскому побережью, даже в Крыму. | Адыги.RU | Яндекс Дзен

Одновременно с переселением групп адыгов от р. Кубани на восток и на север, в Восточное Приазовье, одно из меото-зихо-адыгских племен, обитавших на северном побережье Азовского моря в районе современного г...

Расселение адыгов по всему Черноморскому побережью, даже в Крыму. | Адыги.RU | Яндекс Дзен



Одновременно с переселением групп адыгов от р. Кубани на восток и на север, в Восточное Приазовье, одно из меото-зихо-адыгских племен, обитавших на северном побережье Азовского моря в районе современного г.

Таганрога, в XIV в. переселилось в район Пятигорья и Ошхамахо (Эльбрус), потеснив алан, бежавших туда веком раньше из северокавказских степей. "Следы" прежнего проживания адыгов-кабардинцев сохранились на карте генуэзца Весконта (1318 г.), где в районе нынешнего Таганрога имеется надпись "Кабарди". Интересно, что географические названия сохранили память о пребывании кабардинцев и в Крыму. Л. Люлье сообщает, что "... существуют там и поныне (1857 г.) развалины замка "Черкес-Кермен"; местность между речками Бельбек и Кача называется "Кабарда" и "Черкес-дюзь", т.е. "Черкесская равнина". Это отражено и в адыгском сказании "Тауч и Пэштэуко Тлешеж", в котором действие происходит в адыгейской среде в Крыму, близ Керчи...".












Представляет интерес сообщение А.М. Гадагатля, который, ссылаясь на архивные источники,утверждает, что в XIV-XV вв. предки современных осетин переселились из Западной Черкесии (а точнее, с побережья Азовского и Черного морей, с устьев Дона и Кубани) в район Эльбруса, где стали постоянными соседями восточных адыгов-кабардинцев.




Татаро-монгольское иго и нашествие Тимура вызвали также значительные перемещения и среди абазин, родственных по языку абхазам и адыгам. История этого народа своими корнями уходит в историю средневековой Абхазии. Согласно выводам исследователей, в древние времена абхазы и абазины составляли одну этническую группу, единый в языковом отношении коллектив, обитавший на одной территории. И в наше время абхазо-абазинские наречия остаются весьма общими, сохранившими общность грамматического строя и основного словарного фонда, при котором достигается взаимопонимание между представителями различных диалектов.











Самоназвание абазин ("абаза") тесно связано с названием древнеабхазского племени абасгов, которое часто встречаясь в римско-византийских источниках II-VII вв., затем распространилось в разноязычных летописях в форме "абазги", "абхазы", "обезы", "абаза". Долго считалось, что предки абазин первоначально обитали по Черноморскому побережью — ашхарцы примерно от Гагр до Адлера или Мацесты, а тапантовцы далее к северо-западу, где можно найти соответствия наименования абазинских феодальных родов (Лоо, Кечь, Дадыркван). Другая гипотеза выводит предков абазин на Северный Кавказ через долины Мзымты, Бзыби и Кодора напрямую через перевалы (Псеашхо, Санчар, Марух, Клухор), с территории, издавна занимаемой абхазоязычным населением. Среди поводов к переселению называются недостаток удобной земли и, в особенности, пастбищных мест, кровомщение и внутренние раздоры, вытеснившие небольшие группы абхазов сначала в верховья упомянутых рек,а затем на северные склоны по соседству с кабардинцами. Согласно одному из абазинских преданий, переселенцы двигались через горные перевалы между верховьями рек Белой и Теберды. В других преданиях конкретно называются Клухорский и Ма-рухский перевалы, а часть абазин выводится из центральной части горной Абхазии, в частности, из Цебельды. На связь с Кодорским ущельем указывают такие северокавказские названия как Те-берда, Кеч, Клыч, Кваначхир и др. Одним из подходящих для переселения моментов в истории родины абазин —- Апсилии были 30-е годы VIII в., когда арабские нашествия сделали ее ущелья, по словам летописца, непроходимыми и безлюдными. Многолетние археологические изыскания в Цебельде показали резкое сокращение населения в этой зоне во второй половине VIII-X вв. Не исключено поэтому, что какая-то часть апсилов могла тогда продвинуться по проторенной дороге в северокавказские ущелья. Массовое же перемещение абазинских племен с Черноморского побережья на Северо-Западный Кавказ, вплоть до верховьев р. Кубани, началось именно в золотоордынский период (XIII-XIV вв.). Процесс расселения абазин продолжался до XVII в. и позже, причем сначала переселились тапантовцы — восточная ветвь абазин, а затем шкарауовцы. Переселению абазин в верховья Кубани благоприятствовало уменьшение здесь плотности населения в результате татаро-монгольских погромов и гибели Западной Алании. В этот период абазины известны и на восточном берегу Черного моря, к северо-востоку от Абхазии, в районе современного г.Туапсе, где они жили среди приморских черкесов. В период расцвета и распада Золотой Орды адыгами Закубанья были ассимилированы также часть татар-ногайцев и кипчаков-половцев.




Как свидетельствуют западноевропейские источники и народный эпос (прил.1), Черкесия в XIII-XV вв. не представляла собой единого политического образования, а была раздроблена на целый ряд племенных объединений (жанеевцев, хатукаевцев, абадзехов и т.д.). Карты того периода подтверждают, что к концу XV в. территория между низовьями Дона и Кубани еще являлась составной частью Черкесии, и лишь позже она попала под контроль кочевников.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх