Паго Исмаилович Тамбиев – выдающийся кабардинский общественно-политический деятель конца ХIX – начала XX века. Он был среди тех, кто пробуждал сознание народа, его тягу к образованию и прогрессу, нес в его массы просвещение и преумножал отечественную культуру...
Паго Исмаилович Тамбиев – выдающийся кабардинский общественно-политический деятель конца ХIX – начала XX века.
Он был среди тех, кто пробуждал сознание народа, его тягу к образованию и прогрессу, нес в его массы просвещение и преумножал отечественную культуру.Тамбиев родился в 1873 г. Окончив начальное училище, в 1888 г. поступил в Закавказскую учительскую семинарию в г. Гори. Здесь в это же время учился и Нариман Нариманов, впоследствии видный азербайджанский государственный деятель, публицист и педагог. С Наримановым Тамбиева сближали свободолюбивые настроения, вынашиваемые планы по просвещению народа. Еще до Октябрьской революции Нариманов работал над составлением учебников и словарей родного языка, а Тамбиев, находившийся по долгу службы в Азербайджане, но не порывавший связей с родиной, находил в старшем друге единомышленника и учителя, задумывался под его влиянием над созданием азбуки кабардинского языка. В свою очередь Нариманов высоко ценил Тамбиева как «горца-интеллигента, высококвалифицированного специалиста, человека безупречной честности и порядочности» и оказывал ему поддержку в трудные минуты его жизни.
В годы учебы в семинарии Тамбиев знакомится с Л.П. Лопатинским, редактором крупного Тифлисского издания – «Сборника для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК). Вскоре он стал систематически печататься в этом издании и на протяжении четверти века опубликовал здесь значительный пласт адыгского фольклора. Вместе с тем Лопатинский сделался наставником и покровителем Тамбиева в его полной драматических перипетий жизни, неоднократно оказывая ему помощь советом и содействием.
Завершив в 1892 г. учебу, Тамбиев работал учителем в Майкопской горской школе. Вместе с ним в это время учителем этой же школы был Таштемир Эльдарханов, известный впоследствии чеченский государственный деятель. Но рост числа учащихся-горцев в школе благодаря этим молодым учителям, влияние на их умы исповедуемых ими свободолюбивых идей вызвали недовольство дирекции училищ Кубанской области, и они были уволены. Отправившись после этого в Тифлис к своему наставнику Лопатинскому, Тамбиев при его содействии определился на работу в канцелярию Кавказского учебного округа. Здесь его утвердили в чине губернского секретаря со старшинством. Несмотря на улучшение служебного положения, Тамбиев не оставлял мечты о возвращении к педагогической деятельности. В 1899 г. он сдал экзамены в Александровском институте в Тифлисе и получил звание учителя реального училища. Но его по-прежнему не допускали к любимому делу. И лишь окончательно уверившись в тщетности своих надежд, он в следующем, 1900 г., уехал в Ригу и поступил в Политехнический институт. Там он знакомится со Степаном Шаумяном, впоследствии одним из руководителей революционного движения на Кавказе, литератором и критиком. Тамбиев встречался с ним и в последующие годы, а после его трагической гибели в 1918 г. семья Шаумяна принимала деятельное участие в его судьбе.
Окончив в 1904 г. Политехнический институт, Тамбиев едет в один из крупнейших промышленных центров России – Баку, где работает на фабрике известного азербайджанского промышленника и миллионера Гаджи-Зейнала Тагиева. Уже осенью того же года Тагиев командирует его как способного инженера в Германию для изучения текстильного производства. Вернувшись из-за границы, Тамбиев продолжал работать на той же фабрике, а в 1908 г. перешел на службу в известную «Нефтяную компанию братьев Нобель». Находясь на этой работе, в 1916 г. принял приглашение «Торгового дома Бенкендорф» на должность управляющего нефтяными промыслами.
Работая в Баку, Тамбиев поддерживал тесные связи с Кабардой, где пытался осуществить свою просветительскую программу. В письмах этого периода он неоднократно подчеркивал, что «всегда мечтал и жил мыслью о служении народу», «послужить своим братьям, внося в их сознание свет науки, искусства и жажду знаний». Он принимал активное участие в работе «Общества по распространению образования в Кабарде», внося культурно-организационные предложения, вел переписку с начальником Нальчикского округа С. Клишбиевым по вопросам своих просветительских планов, часто выезжал в Нальчик для их осуществления. Он способствовал открытию школ, набору учащихся, выдаче стипендий обучающимся в средних и высших российских учебных заведениях, организации конкурса с выдачей денежной премии для собирателей «кабардинской старины». Одновременно добивался постановки вопросов по поднятию экономики округа, по борьбе с различного рода расхитителями и злоупотребителями.
Несмотря на близкие контакты с кавказскими революционерами, в частности с Н. Наримановым и С. Шаумяном, Тамбиев не был сторонником революционных методов преобразования общественного строя. Они же его ценили как человека с демократическими убеждениями, «в высшей степени полезного специалиста и незаменимого сотрудника, прошедшего честную и долголетнюю трудовую жизнь». Тамбиев считал просвещение всемогущим средством улучшения жизненных условий народа, стирания классовых противоречий и установления социальной справедливости. Верный путь к достижению социальной гармонии он видел в нравственном сомоусовершенствовании, следовании благородным этическим идеалам, распространении в широких массах народа знаний и культуры. Будучи просветителем-демократом, разделявшим принципы народного просвещения, он был на стороне борющихся против экономического гнета трудовых масс, сам был в неустанных поисках путей их освобождения от социального закабаления.
После Февральской революции 1917 г. Тамбиев вместе с семьей выехал в Нальчик. Здесь его застала Октябрьская революция.
В 1918 г. Тамбиев исполнял должность комиссара просвещения, а его жена Зейнаб Абдрахманова, окончившая Петербургский медицинский институт, работала врачом в Нальчикской окружной больнице.
После завершения Гражданской войны и окончательного установления Советской власти Тамбиева, как опытного инженера, назначили на работу в Совнархоз, а затем его председателем. Будучи на этом посту он входил в делегацию, посланную в Москву для создания Кабардино-Балкарской автономной области. Он принимал непосредственное участие в открытии Нальчикского краеведческого музея, для которого привез из Москвы дорогостоящие полотна известных художников и другие экспонаты.
В 1922 г. Тамбиев был оклеветан, но последствий избежал благодаря вмешательству председателя Совнаркома Азербайджана Н. Нариманова и председателя Дагестанского Совнархоза Коркмасова, давших ему высокую характеристику. По ходатайству Нариманова Тамбиев был откамандирован в полномочное представительство Азербайджанской Республики в Москве на должность начальника экономического отдела, а через некоторое время переведен в Баку уполномоченным Наркомпромторга. После смерти Нариманова в 1925 г. Тамбиев по приглашению Коркмасова перехал в Дагестан, где его назначили в Совнархоз управляющим горнотехнической конторой. Однако Б. Калмыков, тогдашний председатель Исполкома областного Совета (1921-1930), преследовавший Тамбиева еще в годы работы в Нальчике, добивался его ареста. В середине 1927 г. он был репрессирован по сфабрикованному обвинению – «за участие в контрреволюционной националистической организации». Умер в больнице до суда в марте 1928 г. из-за обострившейся болезни туберкулеза легких. Посмертно реабилитирован.
Тамбиев является зачинателем адыгской фольклористики. Его фольклорные публикации в СМОМПКе в значительной степени дополняют фольклорный фонд, начало которому положил Шора Ногмов. Особая заслуга Тамбиева состоит в том, что в его публикациях представлены почти все жанры устного народного творчества и при этом на различных адыгских диалектах. Им было опубликовано 5 сказаний и преданий («Редедя», «Предание о Гошегаг», «За зло плати добром», 28 песен, 21 сказка и, наконец, 893 пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, примет и поверий, рецептов из народной медицины. Записи на адыгском языке, наряду с подстрочником, сопровождаются их литературным переводом; к ним дана научная паспортизация, где сообщается когда, где и от кого был записан данный текст; объясняются лексические различия между кабардинскими и адыгейскими вариантами, географические термины, бытовые понятия. Для Тамбиева фольклор был поэтической летописью народа, сводом народной мудрости, сокровищницей живой народной речи. О его публикациях можно сказать словами Добролюбова, что «… произведения народной словесности заключают в себе исторические предания, в них отражаются миросозерцание народа, его быт, степень его образованности», и поэтому трудно переоценить их значение.
Другой важнейшей заслугой Тамбиева явилось составление «Кабардинской азбуки». Она была издана в Тифлисе в 1906 г., а затем введена в качестве учебного пособия в Нальчикской горской школе и Нальчикском реальном училище. То была вторая после учебника Кази Атажукина и первая, имевшая широкое практическое применение вплоть до Октябрьской революции.
Трагическая судьба Тамбиева, безвинно пострадавшего от политических репрессиий, его значительный вклад в культуру и просвещение народа, его активное участие в государственном строительстве Кабардино-Балкарии на посту первого председателя Совнархоза (прообраз нынешнего совета министров) дают основание для увековечения памяти этого выдающегося деятеля, назвав его именем одну из улиц Нальчика.
Хашхожева Р.Х., доктор филологических наук
Источник: «Политические репрессии черкесов на Северном Кавказе (1918-1940 гг.)»
Источник
Свежие комментарии