В 1862 году в журнале "Военный сборник" были опубликованы заметки русского офицера К. Детлова, известного своими работами по кавалерийским вопросам. По делам службы он посетил Сомюрскую кавалерийскую школу, в которую с 1823 года присылалались на обучение лучшие офицеры со всей Европы. Знакомясь с ее правилами и распорядком, К.
Детлов обратил внимание на дуэли, которые, как окпзалось, были широко распространены в французской армии...В 1862 году в журнале "Военный сборник" были опубликованы заметки русского офицера К. Детлова, известного своими работами по кавалерийским вопросам. По делам службы он посетил Сомюрскую кавалерийскую школу, в которую с 1823 года присылалались на обучение лучшие офицеры со всей Европы. Знакомясь с ее правилами и распорядком, К. Детлов обратил внимание на дуэли, которые, как окпзалось, были широко распространены в французской армии.
Следует отметить, что К. Детлов весьма высоко оценил распространение фехтования в французской армии: фехтовать учились все или почти все.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что французской армии дуэлировать друг с другом было разрешено даже солдатам. Если двое из них ссорились и вызывали друг друга, то шли к своему ротному или эскадронному командиру, чтобы тот разрешил ими драться. таковое разрешение давалось почти всегда, разбор же причин, приведших к вызову, чаще всего был весьма формален.
Дуэлянты брали с собой двух секундантов, взводного вахмистра и полкового учителя фехтования и шли в манеж. Двери манежа закрывались, и, кроме вышеозначенных лиц, никто не мог присутствовать на дуэли.
Оружие приносил с собой учитель фехтования. Оно было специально предназначено для дуэлей, делалось по специально утвержденному образцу и имелось в каждом полку или отдельной части. Оно было похоже на эспадрон: нечто среднее между шпагой и саблей, с довольно толстым, немного выгнутым, хорошо заостренным и заточенным к концу клинком, у эфеса клинок был совершенно тупым. Рубить им не разрешалось, можно было только колоть. Чтобы не повредить руку, эфес имел толстую сплошную латунную гарду. Таких сабель приносилось четыре: секунданты тоже получали в руки оружие, но с задачей парировать удары, направленные в ноги дуэлянтов. Однако сабли секундантов не точились совсем. Вооружен был и учитель фехтования. Его задачей было парировать опасные удары, которые могли быть нанесены кем-то из сражающихся.
Полковой учитель фехтования был обязан следить и за тем, чтобы исполнялись все требования Дуэльного кодекса, изданного в 1837 году. Дуэлянты снимали шапки, мундиры и рубахи, оставаясь в одних рейтузах, и выходили на указанные места. Учитель подавал сигнал, противники салютовали друг другу, и дуэль начиналась.
Длилась она недолго, от нескольких минут до двадцати или тридцати секунд. Бой прекращался после первой крови, и учитель предлагал дуэлянтам примириться, что обычно и происходило.
После этого вахмистр отправлялся к командиру, разрешившему дуэль, докладывал о результатах и поведении дуэлянтов во время схватки. Если оба вели себя достойно, то на ближайшем построении части командир объявлял перед строем, что обида смыта и честь возвращена.
Если солдаты подрались между собой в казарме, то сначала обоих сажают под арест, а после того, как они выйдут, они обязаны драться на дуэли. Отказов от этого практически не бывает: дерутся все, без дополнительного принуждения.
Даже несмотря на то, что полковой учитель фехтования парирует наиболее опасные удары, смертельные случаи, хотя и редко, но бывают. В целом же такие дуэли не очень опасны.
Как полагал К. Детлов, такие дуэли очень способствуют поддержанию армейской гордости, которая, в свою очередь, являлась основанием для французской дисциплины, "самой совершенной между европейскими армиями" (К. Детлов).
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!
Источник
Свежие комментарии