От кабардинцев происходят балкарцы Таукеновы, от которых отпочковались Исаковы, Залихановы, Маммеевы и Сокуровы. Последние две патронимии впоследствии совершили обратный этнический переход в кабардинские роды Мамовых и Сокуровых. Балкарцами стали также представители таких адыгских фамилий, как Афашаговы, Ахметовы, Борукаевы, Деунежевы, Дзугановы, Дзугуловы, Думаевы, Загаштоковы, Кайтуковы, Метовы, Мушкаевы, Тотруковы, Хатукаевы, Ципиновы, Шашовы и др.
..От кабардинцев происходят балкарцы Таукеновы, от которых отпочковались Исаковы, Залихановы, Маммеевы и Сокуровы. Последние две патронимии впоследствии совершили обратный этнический переход
в кабардинские роды Мамовых и Сокуровых. Балкарцами стали также представители таких адыгских фамилий, как Афашаговы, Ахметовы, Борукаевы, Деунежевы, Дзугановы, Дзугуловы, Думаевы, Загаштоковы, Кайтуковы, Метовы, Мушкаевы, Тотруковы, Хатукаевы, Ципиновы, Шашовы и др.
Предки балкарцев Соттаевых – сваны Кипиани, Омаровых – лезгины, Казиевых и Эфендиевых – лакцы, Казаковых – кабардинцы из Ашабово (Малка), Ксанаевых – представители Дагестана. Считается, что Джаппуевы восходят к абхазскому роду
Джапуа.
По этническому принципу возникли балкарские фамилии: от кабардинцев – Черкесовы, Кабардуковы, Кабардиковы; от сванов – Эбзеевы, от кумыков – Кумыковы и Кумуковы, от чеченцев – Чеченовы, от осетин – Дюгерлиевы и др.
С высокой степенью вероятности установлены более полутораста фамилий, образованных в Кабарде, Осетии, Сванетии и Дагестане переселенцами из Балкарии.
Например, ушедшие в Кабарду 12 разных неродственных балкарских фамилий (по другим данным – 3), у кабардинцев стали Кушховыми.
Кабардинцами были ассимилированы 79 выходцев из Балкарии, в том числе от Абдуллаевых – выходцев из Дагестана – произошли кабардинцы Микитаевы, от 3-х братьев Айдаболовых – 3 ветви кабардинской фамилии Балкаровых, от Атабиевых – Атабиевы и Артабаевы; от Джаппуевых – Жаппуевы и Жапуевы; от Безгировых – Гордогожевы; от Биязировых – Безировы; от Жаналиевых – Культербаевы; от Жангуразовых – Жамгуразовы, Жемгуразовы и Товкуевы; от Кетенчиевых – Катанчиевы, от
Мисаковых – Мисаковы и Соховы; от Токумаевых – Кушховы и Токмаевы; от Тохчуковых – Докшуковы и Докшоковы; от Ульбашевых – Улимбашевы и Улымбашевы; от Чеченовых – Какиевы, от Ольмезовых – Эльмесовы; от Маммеевых – Мамовы, от Сюйюнчевых – Суншевы; от Согаевых –
Соговы, от Таукеновых – Сокуровы; от Чабдаровых – Шибишевы; от Эндреевых – Индреевы; от Этезовых – Пшиготижевы.
Кабардинцами стали также Батыровы, Башиевы, Башлоевы, Бегиевы, Богатыревы,
Бозиевы, Боташевы, Жамбековы, Жанатаевы, Жангулановы, Жолаевы,Замаевы, Зашаккуевы, Байсиевы, Кайгермазовы, Карачаевы, Келеметовы, Кучменовы, Мальсургеновы, Матуевы, Сабанчиевы, Темиржановы, Темиркановы, Урусбиевы, Хамгоковы, Черкесовы, Чеченовы, Чочаевы,
Шаваевы, Шакмановы, Шукаевы, Эристовы, Эркеновы и др.
От двух братьев-балкарцев произошли кабардинские роды Кудаевых и Жаболиевых, пустивших корни, соответственно, в сс. Нижняя Жемтала и Аушигер. Датчиевы еще в 19 в. обосновались в Кабарде (Баксане),
Карачае и Дагестане (Хасавюрт). Часть балкарцев Азаматовых стала кабардинцами.
Я уверен, что в мире, в том числе в Кабардино-Балкарии, отсутствуют
чистокровные представители национальностей. Многие люди в нашей
республике говорят о том, что они – «чистые» кабардинцы, балкарцы или русские и т.п. Однако это неправда. Беспристрастно исследовав свои родословные, они могут убедиться в ошибочности своих предположений – в них обязательно будут представители других национальностей.
Иногда кровнородственное переплетение приобретает такой вид, что этническая идентификация может производиться лишь в сфере самосознания индивида. Так, у автора этих строк был друг, который считал себя кабардинцем; его отец – горский еврей из рода Мушаиловых, мать смешанного кабардино-дагестанского происхождения. После развода родителей он рос с матерью, воспитавшей сына в нормах адыгских
идентификационных представлений и научившей говорить его на кабардинском языке.
Кабардинцы Катанчиевы появились около двухсот лет назад в результате конфликта Якуба Кетенчиева – жителя села Булунгу – с представителем одного знатного рода, желавшим купить у Якуба его коня, известного своими качествами. После отказа потенциальный покупатель кинулся на Кетенчиева с обнажённым оружием и был убит. Произошло это примерно в 1844 г., когда нашему первопредку было 20 лет. Чтобы избежать кровной мести и не вовлекать в неё весь род, он вынужден был уйти к кабардинцам в с. Атажукино (ныне с. Заюково), где нанялся работать в семью Куповых и через несколько лет женился на
Калмыковой Саудат – девушке из этого же села. У них родились четыре сына и дочь, которые заключили браки с кабардинцами. Далее жизнь нашего рода почти полностью переплелась с другими кабардинскими
фамилиями. Мною подсчитано, что в результате всех браков по мужским и женским линиям у нас имеются родственные связи с 258-ю семьями, которые находятся в 50 из 122 (или 41%) населённых пунктах КБР, в том
числе с 241 кабардинской (93,4%), с 9-ю русскими, 5-ю балкарскими, 2-мя осетинскими и 1-ой дагестанской семьёй.
Султан Катанчиев
Свежие комментарии