Введение: о боевом гопаке и прочих уникальных школах владения холодным оружием. Сегодня наличие собственной национальной школы фехтования - практически необходимый атрибут, без которого многие увлекающиеся исторической реконструкцией и историческим фехтованием считают себя чуть ли не неполноценными. Впрочем, мода на создание этих школ владения холодным оружием обуславливалась не столько психологическими проблемами некоторых любителей холодного оружия, сколько желанием заработать денег, преподавая не абы какое фехтование, а "самостоятельную" и "уникальную" систему, которая имеет корни в воинских искусствах славян, русичей, казаков, горцев и т.
д. (нужное - подчеркнуть, не упомянутое - дописать). Тенденция в общем-то общемировая, и поэтому сегодня потенциальным адептам предлагается богатый выбор от индийского каларипаятту до украинского боевого гопака и от турецкого фехтования на ятаганах до крестовой польской школы. Все учителя твердят о глубокой древности и необыкновенной эффективности собственных школ, до боли напоминая разномастных мастеров "кун-фу" из дешевых гонконгских боевиков с юным Джеки Чаном. Следует отметить, что помимо желания заработать создателями школ могли руководить и политико-идеологические мотивы: так, например, о польской школе фехтования заговорили впервые в конце XIX века, в связи с очередным обострением польской "самостийности"...Введение: о боевом гопаке и прочих уникальных школах владения холодным оружием.
Сегодня наличие собственной национальной школы фехтования - практически необходимый атрибут, без которого многие увлекающиеся исторической реконструкцией и историческим фехтованием считают себя чуть ли не неполноценными. Впрочем, мода на создание этих школ владения холодным оружием обуславливалась не столько психологическими проблемами некоторых любителей холодного оружия, сколько желанием заработать денег, преподавая не абы какое фехтование, а "самостоятельную" и "уникальную" систему, которая имеет корни в воинских искусствах славян, русичей, казаков, горцев и т.д. (нужное - подчеркнуть, не упомянутое - дописать). Тенденция в общем-то общемировая, и поэтому сегодня потенциальным адептам предлагается богатый выбор от индийского каларипаятту до украинского боевого гопака и от турецкого фехтования на ятаганах до крестовой польской школы. Все учителя твердят о глубокой древности и необыкновенной эффективности собственных школ, до боли напоминая разномастных мастеров "кун-фу" из дешевых гонконгских боевиков с юным Джеки Чаном. Следует отметить, что помимо желания заработать создателями школ могли руководить и политико-идеологические мотивы: так, например, о польской школе фехтования заговорили впервые в конце XIX века, в связи с очередным обострением польской "самостийности".
Были ли национальные школы фехтования?
Если под "школой фехтования" понимать определенную систему владения боевым длинноклинковым оружием (не путать с гражданским длиннолкинковым), которая по каким-то фундаментальным признакам отличается от других систем, то в истории фехтования можно выделить восточную и западную школы, которые легко отделить друг от друга, например, техниками выполнения удара и защит. Столь же легко в рамках европейского фехтования можно отделить немецкую школу фехтования с ее упором на удар, от французской школы, ставящей преимущественно на укол, и обе эти школы - от испанской, сохранившей даже в конце XIX века любовь к геометрии шагов. Во второй половине XIX века в моду стала входить итальянская система фехтования, характерным признаком которой стали боевая стойка с равномерным распределением веса тела на обе ноги с оружием в терции и ударами от локтя. Впрочем, что характерно, все эти школы выделялись специалистами уже в XVIII и XIX веках, когда боевое фехтование переживало пик расцвета и постепенно начало закатываться. И, что тоже характерно, никто из весьма большого количества людей, фехтовавших в многочисленных войнах и сражениях тех лет, не упоминает не только о каких-то суперприемах тех же индийцев или казаков, но даже о каких-то особо выдающихся возможностях поляков или венгров (впрочем, объективности ради, "адская польская четверка" все-таки упоминается в немецких наставлениях, а об умении венгров рубить (по сравнению с британцами) мимоходом говорит англичанин Ле Марчант.
Была ли в России школа фехтования?
Если под школой фехтования понимать некое "учебное заведение", в котором новобранец получает навыки владения оружием, то, учитывая давнюю историю использования длинного клинка в России, эта школа, конечно, была. Даже не смотря на то, что не сохранилось никаких русских наставлений (фехтбухов), об этом можно говорить вполне уверенно: никто не пошлет новобранца в бой, если он не имеет хотя бы элементарных навыков владения тем оружием, которое висит у него на боку. Учитывая, что русские воины не раз сходились в рукопашном бою с многочисленными врагами (теми же поляками или татарами) и часто побеждали, можно говорить, что саблями они владели как минимум не хуже противника. Однако как более или менее европеизированная система обучения владению оружием фехтование пришло в Россию уже в XVIII веке, первые фехтбухи на русском языке (калька с французских) появились в самом конце XVIII века, а первые фехтбухи, написанные русскими - только к середине XIX века. Так, "рапирная наука", за которую ученикам прибавлялось "излишнее жалованье", было включено в систему обучения Школы математических и навигацких наук, основанной в 1701 году, а для фехтовальных занятий в ней был выделен специальный "рапирный зал". Фехтованию (тоже рапирному) обучали в Морской академии, созданной в 1719 году, причем этот предмет был указан Петром Первым собственноручно десятым пунктом. Точной информации о том, сколько времени ученики должны были уделять этому занятию, нет, но в Адмиралтейском регламенте, разъясняющем список наук, преподаваемых в Морской академии, указано учить "рисованию и на рапирах сколько возможно". Преподавалась не только рапира, которая в то время была тренировочным или учебным оружие (foil), но и шпагой - боевым длинноклинковым оружием: как писалось в "Юности честном зерцале" (1717 год), придворным человеком может быть только младший шляхтич или дворянин, который, помимо других обязательных достоинств, "совершенен" и "в шпажной битве". При этом можно сказать, что диапазон приемов был довольно широк и вполне соответствовал аналогичным диапазонам в других европейских армиях. Так, например, в "Воинском уставе о полевой гусарской службе" 1797 года говорилось даже о необходимости владения оружием обеими руками: "рекрута выуча ездить верхом, учить как владеть саблею и пистолетами, то есть, как рубить, закрывая при этом голову и тело, и как отводить сзади удар на скаку, в рыси и в шаге, как владеть саблею обеими руками, как, сидя на лошади, заряжать пистолеты и карабины, и при действии ими, как саблю на правую руку темляком привешивать". Однако окончательно система обучения фехтованию в русской армии сложилась только к второй половине XIX века.
Была ли русская школа фехтования?
В плане фехтовальных предпочтений Россия (как и многие другие государства Европы) двигалась в русле общеевропейской моды. Так, в конце XVIII века, в соответствии с французскими традициями, А. Хатов в "Общем опыте тактики", изданном в 1807 году, писал: "кажется, что для линейной кавалерии палаш есть наилучшее оружие, и чем сделать его короче, тем он будет выгоднее и опаснее; ибо оружие храброго человека, который хочет схватиться со своим неприятелем и атаковать его с успехом, должно быть коротко, твердо и в руке ловко. Не лишне будет также сказать, что все опытные кавалеристы советуют более колоть, нежели рубить; ибо первый способ сражаться несравненно опаснее, и для храбрых и искусных выгоднее, потому что могут выбирать место, куда ударить". Европейская мода сохранялась и в дальнейшем, отразившись к концу XIX века и в постепенном приспособлении русского длинноклинкового для укола, и в увлечении итальянской системой фехтования. Как о определенной национальной черте, пожалуй, стоит говорить только о некотором "перекосе" в системе подготовки в сторону удара, что, вероятнее всего, обусловлено влиянием кавказской шашки. Но в целом этот "перекос" был довольно несущественным: колоть и рубить учили одинаково серьезно.
Вместо заключения: можно ли создать русскую школу фехтования?
Безусловно, можно. Если поляки, взяв за основу последнюю часть из известной фразы, приписываемой польскому священнику Франтишеку Езерскому (1740 - 1791), "венгр рубит наотмашь, москвитин сверху, турчин – к себе, а поляк крест-накрест машет своей саблей", создали пусть и не имевшую соответствия в истории Польши, но действительно самобытную (современную самобытную) и интересную школу крестового фехтования, то никто не мешает русским специалистам сделать нечто подобное, использовав вторую часть той же фразы. При должной исследовательской работе (работе с историческими фехтовальными источниками, а не по принципу "пол - палец -потолок") вполне можно создать столь же самобытную фехтовальную систему, которая будет достойна именоваться "русской школой фехтования".
О том, как фехтовали шашкой на Кавказе в начале XIX века, вы можете прочитать здесь.
О польской школе фехтования без мифов вы можете прочитать здесь.
О том, как фехтовали шашкой в казачьих частях, вы можете прочитать здесь.
Мы продолжим публикации материалов об оружии и тактике армий разных стран мира и разных веков. Подписывайтесь на канал "Историческое оружиеведение", следите за публикациями, делитесь интересными статьями, ставьте лайки, комментируйте и задавайте вопросы. Это поможет развивать канал!
Источник
Свежие комментарии