И.А. Дружинина, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института Археологии РАН Итак, археологические и антропологические материалы ярко и однозначно указывают на поликультурный и полиэтнический состав населения Северо-Западного Кавказа XIII в. При этом наиболее открытой и активной контактной зоной были низовья Кубани и равнинное Закубанье.
Именно здесь возникают синкретичные формы и варианты обряда оседлого и кочевого населения. Особую группу памятников представляют грунтовые могильники, которые по особенностям обряда подразделяются на три локально-территориальные группы. Памятники первой из этих групп(в устье р. Псекупс) продолжают погребальную традицию позднего горизонта (конец X в.) могильника Казазово и прослеживают прямую связь с многочисленными адыгскими курганными могильниками предгорий Закубанья XV—XVIII вв. Вторая группа грунтовых могильников (на территории Крымского и Северского района Краснодарского края) пока не находит прямых параллелей в местных материалах. ГрунИ.А. Дружинина, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института Археологии РАНИтак, археологические и антропологические материалы ярко и однозначно указывают на поликультурный и полиэтнический состав населения Северо-Западного Кавказа XIII в. При этом наиболее открытой и активной контактной зоной были низовья Кубани и равнинное Закубанье. Именно здесь возникают синкретичные формы и варианты обряда оседлого и кочевого населения. Особую группу памятников представляют грунтовые могильники, которые по особенностям обряда подразделяются на три локально-территориальные группы. Памятники первой из этих групп(в устье р. Псекупс) продолжают погребальную традицию позднего горизонта (конец X в.) могильника Казазово и прослеживают прямую связь с многочисленными адыгскими курганными могильниками предгорий Закубанья XV—XVIII вв. Вторая группа грунтовых могильников (на территории Крымского и Северского района Краснодарского края) пока не находит прямых параллелей в местных материалах. Грунтовые могильники третьей группы (район Анапы) с погребениями в каменных гробницах особой конструкции находят больше соответствий в памятниках Тамани и Крыма, чем в соседних подкурганных захоронениях в каменных ящиках XIII—XIV вв., распространенных на побережье от Новороссийска до Туапсе и их окрестностей, и, возможно, материалы этой группы памятников сыграют ключевую роль в изучении вопроса об известных по источникам верхних и нижних сугдах. Антрополог Е.Ф. Батиева, исследовавшая краниологические материалы одного из могильников третьей группы, обнаружила наибольшую близость анализируемых серий черепам из причерноморской группы памятников — условно, зихских, а также аланских могильников (Дуба-Юрт, Гамовское ущелье, Мощевая Балка). В Нижнем Закубанье, по-видимому, проживало и греческое население. На побережье от района Туапсе до Новороссийска в золотоордынское время широко распространяется обряд погребений в каменных ящиках, причем изначально эти погребения были грунтовыми. Курганный обряд исходит из района Анапы—Новороссийска, где он одномоментно и широко распространяется именно с началом монгольского завоевания, вниз по побережью в юго-восточном направлении, и достигает районов Сочи только в следующем XIV столетии, что подтверждает точку зрения исследователей, рассматривающих курганные насыпи средневековых могильников предгорий Северо-Западного Кавказа как элемент, привнесенный в регион кочевниками. Особую группу памятников представляют Белореченские курганы Закубанья. Анализ их материалов показывает большое разнообразие особенностей обряда, свидетельствующих о неоднородной картине верований, значительной социальной дифференциации и полиэтничном составе населения, основную часть которого представляли местные оседлые племена, но при этом отчетливо проявляется и присутствие в составе населения, оставившего Белореченские курганы, кочевников, с которыми связано появление таких признаков, как сырцовое перекрытие могилы, «двойные гробы», деревянные срубы и т.п. В регионе известна серия подкурганных кочевнических погребений (с сопроводительным погребением лошади, в колодах, со специфическим набором инвентаря, включающим предметы конской упряжи, фрагменты металлических котлов и другие признаки). Источники (И. Шильтбергер) сообщают о случаях так называемых воздушных погребений, указывающих на присутствие выходцев с абхазского побережья. Интересно, что хрестоматийному описанию обряда погребения знатного черкеса у Джорджио Интериано не соответствует ни одно из известных погребений адыгов XV—XVI вв. В частности, согласно источнику, черкеса похоронили в выдолбленной из ствола дерева колоде, однако для западных адыгов эти деревянные погребальные конструкции совершенно не характерны. Редкие случаи обнаружения колод в подкурганных погребениях в районе Геленджика указывают на присутствие здесь кочевников. По-видимому, Интериано в своём описании объединил черты погребальной обрядности различных этнокультурных групп, проживавших на одной территории с адыгами. Это далеко не полная картина того разнообразия обрядов, которое сформировалось в золотоордынское время на Северо-Западном Кавказе и которое отражает сложный этнокультурный состав населения региона, известного в источниках под собирательным названием «черкесы». Таким образом, вывод о синонимичности понятий «адыги» и «черкесы» для золотоордынского времени несостоятелен. Известная унификация погребальных обрядов населения Северо-Западного Кавказа к рубежу XIV—XV вв. связана, как представляется, с влиянием трёх факторов: с этнокультурным взаимодействием, приводившим к появлению общих признаков обряда у различных этнических групп населения (например, распространение традиции подкурганных погребений); распространением христианства, которое оказывало нивелирующее действие на погребальные практики полиэтнической паствы (в частности, видимо, именно с влиянием христианства связано отмирание кремационного обряда); особенностями социально-политического развития племен Северо-Западного Кавказа в начале XIV в., когда в правление ханов Узбека и Джанибека, проводивших политику централизации государства (в том числе в области религии), происходит унификация погребальных традиций. В низовьях Кубани отмечается массовый переход носителей обряда кремаций к обряду ингумации, унифицируется ориентировка, исчезают признаки культа коня — общеимперские стандарты обряда вытесняют прежние родовые традиции.
#абаза #черкесы #абхазы #садзы #адыги #абадзехи #восточное причерноморье #натухайцы #шапсуги
Свежие комментарии