Он с детства хотел связать свою судьбу со спортом. Но в один миг все для него разделилось на «до» и «после». Он заново учился делать первые шаги, но никогда не забывал о своей мечте. В Международный день инвалидов, который отмечается 3 декабря, «СА» рассказывает историю фитнес-тренера Заурбия Кама.
Он с детства хотел связать свою судьбу со спортом. Но в один миг все для него разделилось на «до» и «после». Он заново учился делать первые шаги, но никогда не забывал о своей мечте. В Международный день инвалидов, который отмечается 3 декабря, «СА» рассказывает историю фитнес-тренера Заурбия Кама.На земле предков
В 2011 году Заурбий девятнадцатилетним юношей приехал из Сирии в Адыгею с огромным желанием учиться. На тот момент он был уже кандидатом в мастера спорта.
— Мой отец, Мохамад, с самого раннего детства учил меня игре в футбол. Я только начал ходить, как уже вовсю гонял мяч на спортивном поле. Мечтал связать свою жизнь со спортом, и именно с футболом, — вспоминает Заурбий.
Для дальнейшего совершенствования своих спортивных достижений он решил поступать в Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета. По словам Заурбия, именно на этот вуз выбор пал не случайно.
— В Адыгее уже обосновались наши родственники — они приняли решение вернуться на свою историческую родину. В нашей семье, сколько я себя помню, всегда велись разговоры о том, что человек не должен жить на чужбине. Даже существует такое выражение: «Хочешь прожить долгие годы, поезжай на землю своих предков, она и силу, и долголетие дарит». Мы никогда не забывали, кто мы, и с гордостью называли себя черкесами. Я слышал и от отца, и от деда, что наши предки жили в Адыгее и здесь корни нашего рода. Даже спустя столько времени — более полутора веков — духовная связь с Кавказом у нас не прерывалась, — говорит наш собеседник.
Заурбий помнит и свои ощущения, когда только приехал в Адыгею и ступил на землю предков.
— У меня на душе было так спокойно, словно я не оказался за тысячи километров от Сирии, от своих родителей, а вернулся домой. Меня тепло встретили родственники по отцу. Мы поехали к ним, в Мафэхабль, и даже само его название меня приятно удивило — это воистину счастливая земля! — признался он.
У меня даже была остановка сердца, но через две минуты оно было вновь запущено. Удивительно, но в тот момент, когда самолет, в котором летели мои родители из Дамаска, приземлился в Москве, я очнулся и открыл глаза
Окончив подготовительные курсы, Заурбий успешно сдал экзамены и, как человек коммуникабельный, сразу же подружился со своими однокурсниками, активно влился в культурную жизнь. В свободное от учебы время подрабатывал на стройке, чтобы иметь карманные деньги. Как талантливый танцор, успешно выступал в составе хореографического ансамбля на ежегодном фестивале «Студенческая весна». Все складывалось успешно до определенного периода.
Пожалуйста, только живи...
Этот роковой день Заурбий вспоминает неохотно. Он повздорил с одним парнем. Суть конфликта была несущественная и надуманная, но молодые люди не нашли взаимопонимания. Произошла потасовка, один неожиданный удар — и Заурбий потерял сознание, упав на бетонный пол. В результате — травма головы и кома... Врачи сделали все, что могли.
— Я всего этого, конечно, не помню. Находился в коме полтора месяца. Перенес множество операций, но, к сожалению, никакой надежды, что выживу, у докторов не было. Вдобавок, когда я находился в коме, случился инсульт, и меня частично парализовало. И все это время в больнице круглые сутки дежурили мои друзья. Их, конечно, не пускали в реанимацию, но они по очереди находились в отделении, — рассказывает Заурбий.
Спустя время врачи решили вызвать его родителей, чтобы дать им возможность попрощаться с ним.
— Видимо, еще не пришло мое время уходить и на земле остались незавершенные дела. У меня даже была остановка сердца, но через две минуты оно было вновь запущено. Удивительно, но в тот момент, когда самолет, в котором летели мои родители из Дамаска, приземлился в Москве, я очнулся и открыл глаза. Это было действительно чудо, я как будто не хотел их расстраивать и стал возвращаться к жизни. Словно слушал голос моей мамы: «Пожалуйста, только живи!» Эти слова потом она непрестанно произносила, сидя у моей постели, — сказал Заурбий.
Он перенес в общей сложности шесть операций на голове, трижды был на грани жизни и смерти, но чудом выжил. Его лечили врачи и в Адыгее, и в московских клиниках. Победил, безусловно, опыт врачей, но в первую очередь — огромное желание самого Заурбия жить, причем полноценной жизнью.
Моя победа
После операций и инсульта он выписался из больницы в очень плачевном состоянии — не мог самостоятельно передвигаться, разговаривать. Заурбия на инвалидной коляске привезли в аул Мафэхабль, где у родственников временно жили его родители.
— Мои родные и друзья, которых я теперь называю братьями, верили в то, что я преодолею все и встану на ноги, научусь и разговаривать, и писать, что постепенно восстановятся все функции организма, — говорит Заурбий.
Разговаривать он научился достаточно быстро, но для него куда важнее было снова ходить. Это было нелегко.
— Первое время не мог не то что физически сделать первый шаг — даже не понимал, как это сделать. Навыки ходьбы просто стерлись из памяти. Но я не сдавался — мысленно начинал ходить, приучал себя к этому. Все твердил себе: «Я — черкес! Значит — сильный, выносливый, я не сдамся!» С этой мыслью просыпался и засыпал. И однажды я сказал себе: «Встань и иди!» И сделал это… — вспоминает Заурбий.
И добавляет, что падал, поднимался, снова падал, но победил. Научился самостоятельно вставать с постели, затем делать шаги. Чтобы преуспеть в этом, выходил в узкий коридор, двумя руками упирался в стены и пытался идти…
Вот уже четыре года Заурбий работает тренером в фитнес-центре Майкопа и в спортивной школе поселка Тульского. Его хорошо знают как опытного тренера-наставника не только в Адыгее, но и за пределами республики. У него тренируются мастера спорта по самбо, дзюдо, боксу, футболисты «Дружбы»
— У меня в то время каждая победа над собой была праздником. Научился разговаривать без запинки — победа, первый раз написал алфавит — тоже победа! А когда встал на ноги и самостоятельно вышел из дома — это был триумф. Мне в этот период очень нужна была поддержка близких, родных, друзей. В том, что я одержал победу над недугом, — их огромная заслуга, — говорит наш собеседник.
На тренерскую работу
С той поры прошло восемь лет. Заурбий восстанавливает свое здоровье по сей день: в голове у него стоит пластина, нога — без мениска, кисть руки не разжимается. О любимом футболе ему пришлось забыть. Как только он почувствовал в себе силы, сразу же задумался о месте работы. Вот уже четыре года Заурбий работает тренером в фитнес-центре Майкопа и в спортивной школе поселка Тульского. Его хорошо знают как опытного тренера-наставника не только в Адыгее, но и за пределами республики. У него тренируются мастера спорта по самбо, дзюдо, боксу, футболисты «Дружбы».
— Времени свободного не хватает. Когда оно появляется, расширяю свои знания в иностранных языках. К уже имеющимся трем хочу добавить еще турецкий и китайский. Турецкий необходим, так как мой младший брат живет в Турции и я надеюсь побывать у него в гостях. А китайский язык связан с мечтой о Китае. Когда завершится пандемия коронавируса и откроют границы, надеюсь побывать в этой стране и найти специалистов, которые восстановят подвижность моей руки... — признался Заурбий. Источник: Газета Советская Адыгея
Свежие комментарии