В начале 1840-х годов горцы активно использовали пушки против крепостей южного участка Черноморской береговой линии, расположенных на территории Убыхии. После 1841 г. применение артиллерии черкесами резко пошло на спад. Причиной тому, на наш взгляд, был упадок адыгско-турецкой торговли из-за морской блокады Черкесии, породивший острый дефицит пороха и металла.
В этих условиях, когда горцам не хватало пороха для ружейных зарядов и металла для пуль, трата столь драгоценных товаров на артиллерию стала непозволительной. Тем более, что результативность пушечного огня черкесов была крайне низкой, при больших затратах на его обеспечение. Поэтому, в данный временной период артиллерийский огонь стал для горцев непозволительной роскошью. Особый интерес вызывает система организации артиллерии у черкесов в условиях децентрализованного общества. Привезенные турецкие пушки распределялись и передавались на попечение наиболее влиятельным предводителям или уважаемым фамилиям (родам). Орудия хранилисьВ начале 1840-х годов горцы активно использовали пушки против крепостей южного участка Черноморской береговой линии, расположенных на территории Убыхии. После 1841 г. применение артиллерии черкесами резко пошло на спад. Причиной тому, на наш взгляд, был упадок адыгско-турецкой торговли из-за морской блокады Черкесии, породивший острый дефицит пороха и металла. В этих условиях, когда горцам не хватало пороха для ружейных зарядов и металла для пуль, трата столь драгоценных товаров на артиллерию стала непозволительной. Тем более, что результативность пушечного огня черкесов была крайне низкой, при больших затратах на его обеспечение. Поэтому, в данный временной период артиллерийский огонь стал для горцев непозволительной роскошью.
Особый интерес вызывает система организации артиллерии у черкесов в условиях децентрализованного общества. Привезенные турецкие пушки распределялись и передавались на попечение наиболее влиятельным предводителям или уважаемым фамилиям (родам). Орудия хранились в их родных аулах в специальных сараях, а иногда просто под открытым небом. В случае опасности горцы приставляли к ним ночной караул или прятали пушечные стволы в тайных местах, заваливая их хворостом или закапывая в песке или щебне; ведь российское начальство нередко предпринимало специальные набеги для их захвата или посылало диверсантов, которые, с помощью адыгских лазутчиков, пробирались ночью в аулы и заклепывали орудия. Согласно Дж. Лонгворту, в некоторых районах Черкесии была даже специальная должность главного пушкаря («топчи-баши»), отвечавшего за обслуживание местной артиллерии в бою. Для примера, автор приводит одного горца по имени Абдуллах, который был имамом и по совместительству главным пушкарем в районе Аденкум; в свое время он получил образование у турок в Анапе и хорошо разбирался в канонирском деле. Скорее всего, канонирами у черкесов в период 1820-1830-х гг. были их соплеменники, прошедшие обучение или военную службу в турецком гарнизоне Анапы, до момента ее окончательного захвата российскими войсками (1828).
Свежие комментарии