Черкесы верили, что удды (ведьмы) раз в год, весной, в ночь с 30 апреля на 1 мая (по другим данным зимой ,в ночь на 13 января) , собирались на вершине Собер-Уашх [по Джанашиа, sābə́r – остановись, יwes'h – гора]. Приезжали и прилетали они на плоскую вершину горы верхом на разных животных - кто на диких, а кто и на домашних.
В ночь собрания распределялось количество ясных и дождливых дней, бурь и других несчастий. Туда прибывали как добрые, так и злые удды. Поэтому, в зависимости от того, какие из них брали верх в спорах ,таким был и предстоящий год. В конце концов завершив дела насущные , они проводили остаток ночи в пиршествах, пении, плясках, а с рассветом, схватив мешки, где в одних заключались все блага земные, а в других всё вредное человечеству, разлетались по своим домам...
Черкесы верили, что удды (ведьмы) раз в год, весной, в ночь с 30 апреля на 1 мая (по другим данным зимой ,в ночь на 13 января) , собирались на вершине Собер-Уашх [по Джанашиа, sābə́r – остановись, יwes'h – гора]. Приезжали и прилетали они на плоскую вершину горы верхом на разных животных - кто на диких, а кто и на домашних.
В ночь собрания распределялось количество ясных и дождливых дней, бурь и других несчастий. Туда прибывали как добрые, так и злые удды. Поэтому, в зависимости от того, какие из них брали верх в спорах ,таким был и предстоящий год. В конце концов завершив дела насущные , они проводили остаток ночи в пиршествах, пении, плясках, а с рассветом, схватив мешки, где в одних заключались все блага земные, а в других всё вредное человечеству, разлетались по своим домам.
Люлье Л.Я., описывая Черкесию, приводит легенду об уддах (ведьмах), которые весной, в известную ночь, собираются на вершине горы, называемой Себеркуасха, «гора этого имени на картах Собер-Оаш находится на земле шапсугов.»[Люлье Л.Я. Черкесия (историко-этнографические статьи). 1857г. ]
Вообще упоминание некой горы ,месте встречь ведьм и ведунов встречается у многих народов, например Лысая гора у восточных славян, Бабья гора у чехов, гора Шатрия у литовцев , гора Броккен у шведов , гора Блоксберг у германцев и т.д.
Венгерский ученый Шарль де Бесс ,посетивший Черкесию в первой половине 19 века, дает несколько иное описание этой горы.
"Черкесы рассказывают про одну гору, где прячутся духи... ее называют Большой Храм.
По всей вероятности, причиной этих преувеличенных рассказов являются суеверия и невежество. Эта гора расположена в группе высоких гор, но ниже остальных; эти горы образуют почти прямоугольник между Анапой и берегами Кубани, приблизительно на равном удалении в двенадцать лье от этих пунктов. Густая роща украшает вершину этой горы, а посредине плоской вершины прячется пещера, вход в которую затенен единственным в этом месте деревом. Птицы облетают это место, скот никогда не приближается к нему, а преследуемый зверь предпочитает отдаться в руки охотников, нежели укрыться в этой роще. Недавно трое черкесов решились преодолеть этот барьер и проникнуть в пещеру; двое из них стали жертвой собственной смелости, а третий, избежавший этой участи, рассказал, что он там видел, а через несколько дней впал в безумие.
У подножия этой горы находят античные изделия из золота, серебра, меди и керамики, но дотрагиваться до них строжайше запрещено, и в силу суеверия этот запрет соблюдается. " [Бесс Ж. Ш. де. ,"Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829 и 1830 гг."]
Другие статьи:
Были ли адыги христианами?
Первая Османо-Мамлюкская война (1484-1491)
Черкесы не смогли противостоять Крымскому Ханству и Османской Империи на Восточном Приазовье
ВЕЛЬЯМИНОВСКОЕ УКРЕПЛЕНИЕ В УСТЬЕ ТУАПСЕ
Источник
Свежие комментарии