По представлениям адыгов, огонь обладал предохранительной магией. Например, адыги были убеждены в том, что если ночью кому-то померещатся шайтаны, сверхъестественные чудовища, то стоило только ударить кремнем и высечь искру, как шайтаны исчезают моментально. Веря в чудодейственную силу огня, адыги обкладывали огнем больного в бреду.
Ему давали пить воду, в которую опускали горящее полено. О высоком культовом почитании огня адыгами говорит и тот факт, что они волховали, гадали на огне. Волхование на огне — одно из древнейших культовых явлений. У адыгов также было поверье, что огнем предсказываются будущие события...По представлениям адыгов, огонь обладал предохранительной магией. Например, адыги были убеждены в том, что если ночью кому-то померещатся шайтаны, сверхъестественные чудовища, то стоило только ударить кремнем и высечь искру, как шайтаны исчезают моментально. Веря в чудодейственную силу огня, адыги обкладывали огнем больного в бреду. Ему давали пить воду, в которую опускали горящее полено. О высоком культовом почитании огня адыгами говорит и тот факт, что они волховали, гадали на огне. Волхование на огне — одно из древнейших культовых явлений. У адыгов также было поверье, что огнем предсказываются будущие события.
Анимистические представления адыгов распространялись и на огонь. В частности, считалось, что он имеет душу и более того — свой язык. Исходя из такого предположения, когда огонь потрескивал, адыг, думая, что он разговаривает с ним, отдавал «дань» уважения в виде подношения какого-нибудь предмета, т. е. подбрасывал в огонь какую-нибудь вещицу.
Прямым следствием культа огня была табуация ряда действий. Так, запрещалось плевать в огонь, бросать в него зерна и злаки, употреблять в дело обгорелые части предметов, играть огнем, ковыряться в огне острыми предметами: можно отсечь голову огню и т. д.
С культом огня генетически связан культ очага, получивший универсальное распространение среди множества народов. Его зарождение совпало с формированием институтов родовой организации, причем культ очага сыграл немаловажную роль в генезисе родовых, религиозных и семейнобытовых порядков. Ведь не зря же у адыгов летопись родовых фамильных исчислений начинается с перечисления «очажных старшин» тхамад.
Очаг был местом средоточия всей фамильно-родовой общины с ее заботами, тревогами, хозяйственно-бытовыми проблемами. Адыги связывали домашний очаг с идеей жизни. Поэтому самым страшным проклятием у них, как и у многих других народов, считалось проклятие вроде « Уи жьэгур къэусэхыж» (Да разрушится твой очаг) или «Уи жьэгу маф1ащхьэ сэхыж» (Да потухнет огонь в твоем очаге), «Зи жьэгум псы ирагъэжыхьыжын» (Да зальет вода твой очаг) и т, д.
Исключительное почитание очага и огня в нем всегда было особо выражено в традиционных здравицах — хохах. Благополучие очага олицетворяло благополучие семьи.
Встречая Новый год, например, на шестке очага по числу членов семьи устанавливали свечи, после чего в очаге разводили огонь.
Мы должны указать, что культ очага и очажной цепи среди адыгов и других народов Северного Кавказа получил самое широкое распространение. У всех из них очаг и очажная цепь признавались священными: над ними давались клятвы, девушки, выходя замуж, символически прощались с родительским очагом, невесток обводили вокруг очага в знак приобщения к новому роду.
У черноморских шапсугов обряд известен под названием «нысэ удж» (танец невестки). Принимая невесту в свой род, ей дают назидание, какой она должна быть в новом роду. Это словообразное напутствие, высказанное старшей женщиной рода. Добавим ко всему этому, что адыгские женщины разрешались от бремени только у очага. Они, а иногда/и мужчина, клялись очагом и очажной цепью: тхьэуэ мыр зи жьэгу пащхьэ нэху! (богом, которому принадлежит этот светлый очаг, клянусь) или
тхьэуэ мыр зи къан лъахъш! (богом, которому эта цепь является каном , клянусь) и т. д.
Источник
Свежие комментарии