Согласно «Ведомости исчисления кабардинского народа... », составленной в 1825 году, на реке Терек располагался аул узденя первой степени Актолы Боташева, принадлежавшего князю Арсланбеку Таусултанову. В ауле проживали: 46 узденей третьей степени, 39 вольных людей (в эту категорию включались и свободно рожденные, и вольноотпущенники, и крепостные крестьяне, освобожденные по прокламации генерала Ермолова), 3 чагара, 5 холопов, дворовых слуг (все 3 последних - княжеские), узденских чагаров 24 человека, 50 душ узденских холопов, 1 прислуга.
К какому конкретно сословию относились Таовы — неизвестно, но если они в том году проживали в данном ауле, то являлись крестьянами, поскольку они не отмечены в переписи.Согласно «Ведомости исчисления кабардинского народа... », составленной в 1825 году, на реке Терек располагался аул узденя первой степени Актолы Боташева, принадлежавшего князю Арсланбеку Таусултанову. В ауле проживали: 46 узденей третьей степени, 39 вольных людей (в эту категорию включались и свободно рожденные, и вольноотпущенники, и крепостные крестьяне, освобожденные по прокламации генерала Ермолова), 3 чагара, 5 холопов, дворовых слуг (все 3 последних - княжеские), узденских чагаров 24 человека, 50 душ узденских холопов, 1 прислуга. К какому конкретно сословию относились Таовы — неизвестно, но если они в том году проживали в данном ауле, то являлись крестьянами, поскольку они не отмечены в переписи.Сословное положение Таовых к концу 50-х годов XIX века прослеживается в сведениях пристава Малой Кабарды майора Кундухова. Он 25 мая 1858 года составил посемейный список княжеским фамилиям, узденям первой, второй и третьей степеней и вольноотпущенникам аулов Малой Кабарды. По аулу Боташева в данном документе отмечен вольноотпущенник Тавов Индрис. В его семействе проживали двое мужчин .
Касаясь вопроса о сословной принадлежности Таовых (Тавовых) из аула Боташева, доподлинно можно сказать одно: этот род к 1858 году уже не принадлежал к категории крепостных крестьян, а считался вольным. Таова Индриса следует признать родоначальником данной ветви в селении Боташево. Это утверждение согласуется с посемейным списком селения Боташево за 1886 год. В нем зафиксированы 3 семейства Таовых. Одно из них— 37-летний Бекмурза Индрисович, жил со своим младшим братом Хазешой, которому исполнялось 17 лет. У Бекмурзы было 2 сына: Узыр-мес (11 лет) и Ханизмес (8 лет). Бекмурза Индрисович был богаче других родственников: 2 лошади (мерины), 6 волов, быков, 4 коровы, 6 телят и подростков, 2 буйвола Как видно, Таов Бекмурза — сын отмеченного выше Таова Индриса.
Кроме Бекмурзы в посемейном списке указаны еще 2 семейства: Таов Кябяга Джигаштович в возрасте 37 лет и годовалый «воспитанник его Мажит Шхохович* (внебрачный) и 2 души женского пола* Жил он более чем скромно* Имел турлучный дом и 2 коровы. У многодетного хозяина семьи другого Таова - Заурбека Теувыжевича, которому исполнялось 39 лет, было 7 сыновей: Хамурза (16 лет), Эльмурза (14 лет), Хаджимурза (12 лет), Бата (7 лет), Ку-лий (6 лет), Тиба (5 лет) и Бодзи (1 год), Заурбек Таов был состоятельным человеком. Кроме одного турлучного дома он имел 2 лошадей (мерины), 6 волов, 2 быков, 4 коровы и 5 телят и подростков.
Свежие комментарии