Черкесский этнос издревле делился на множество субэтнических групп объединенных общностью происхождения , языка и культуры. До середины 19 века ,то есть до того как Черкессия исчезла с политической карты мира ,на ее территории проживали следующие субэтносы - абадзехи, шапсуги и убыхи , объединенные под общим соционимом "абадзэ-чылэ".
Далее шли кабардинцы , натухайцы, кемиргои, хатукаи ,егерухаи, жанэ, бесленеи ,бжедуги, махоши - объединявшиеся под соционимом "адыгэ-чылэ". Разница между абадзэ-чылэ и адыгэ-чылэ заключалась в том что у одних присутствовала правящая аристократия , в то время как у других ее не было и народ управлялся советом (Хасэ) , по демократическим принципам...
Черкесский этнос издревле делился на множество субэтнических групп объединенных общностью происхождения , языка и культуры. До середины 19 века ,то есть до того как Черкессия исчезла с политической карты мира ,на ее территории проживали следующие субэтносы - абадзехи, шапсуги и убыхи , объединенные под общим соционимом "абадзэ-чылэ". Далее шли кабардинцы , натухайцы, кемиргои, хатукаи ,егерухаи, жанэ, бесленеи ,бжедуги, махоши - объединявшиеся под соционимом "адыгэ-чылэ". Разница между абадзэ-чылэ и адыгэ-чылэ заключалась в том что у одних присутствовала правящая аристократия , в то время как у других ее не было и народ управлялся советом (Хасэ) , по демократическим принципам.
В данном посте поговорим об убыхах, которые будучи единого происхождения с двумя другими крупными черкесскими субэтносами ,абадзехами и шапсугами, носили наряду с ними еще и название агучипс ("железные души", где , гъучIы - железо , псэ - душа).
Помимо прочего убыхи интересны нам тем что живя в относительной изоляции обусловленной горным ландшафтом их родины и тем самым лишенные заметного инородного влияния, сохранили свой диалект более приближенным к реликтовому источнику из которого собственно и проистекали все черкесские народы. Архаичные черты в языке убыхов несколько отличали его даже от диалектов близкородственных им абадзехов и шапсугов подвергавшихся в течении длительного времени как внутренним трансформациям ,так и влияниям извне. Голландский исследователь убыхского языка Рик Смейтс сообщает: "Убыхи говорили на особом диалекте адыгского языка, который появился уже во времена распада общечеркесского языка. " [Smeets Rieks, “On the Ubykh Circassian”, 1986.] Следовательно убыхский "язык" ,был наиболее близок к праадыгскому оригиналу, т.е. предковому языку.
Тем не менее некоторые ученые полагали что речь убыхов настолько сильно отличается от других адыгских говоров ,что речь уже идет не о диалекте как таковом ,а о самостоятельном ,отдельном языке лишь родственном адыгскому. При этом надо заметить ,что большинство этих ученых даже не слышало его, а те что слышали были вынужденны признать что он на 3/4 состоит из адыгизмов. Вот такой парадокс.
Вообще нельзя не отметить того факта что во всех наиболее древних языках присутствует огромное количество диалектов ,многие из которых невзаимопонимаемы. Для примера возьмем итальянский язык в котором 32 диалекта ,часть которых настолько отличаются друг от друга что выглядят как разные языки. Та же картина и в арабском ,где среди 13 диалектов некоторые совершенно невзаимопонимаемы. Аналогичная ситуация и в немецком, норвежском, ирландском, китайском, языке саамов и т.д.. У евреев же вообще два языка (идиш и иврит) ,один из которых относится к индоевропейской языковой семье , другой же к семитской. Но это не мешает евреям считать себя единым народом.
Но ,как бы там ни было ,все же ключевым фактором маркирующим этническое происхождение того или иного народа , является его самосознание, самоидентификация. А убыхи прочно ассоциировали себя исключительно с черкесским , адыгским миром. Этнограф Лавров Л.И. занимавшийся изучением убыхов ,пишет: "Убыхи сами себя считали адыгами, а вся их знать однозначно воспринимала себя как аристократию адыгского общества. "[Лавров Л. И.,"Эпиграфические памятники Северного Кавказа". Ч. 2. М., 1968. С. 147-151].
Норвежский языковед Ханс Фогт, один из немногих исследователей реально занимавшихся изучением убыхского языка , общаясь с немногими его носителями, составивший уникальный словарь «Dictionnaire de la langue oubykh» , сообщает : "Во всех приведенных убыхских фольклорных, этнографических и исторических текстах говорится об адыгах и о себе - убыхах - как части адыгского народа и адыгской страны. Убыхские предания не отделяют убыхов от адыгов, а убыхскую землю - от адыгской земли... Фактически, убыхи воспринимали себя как субэтнос адыгского этноса. Это восприятие сродни самоидентификации абадзехов, кабардинцев, шапсугов и других адыгских субэтнических общностей." [Vogt H. "Dictionnaire de la Langue Oubykh avec Introduction Phonologique, Index Francais-Oubykh", Textes Oubykhs.Oslo: Universitetsforlaget, 1963.] Как видим , комментарии тут излишни.
Еще одним свидетельством тождества убыхов с остальными адыгами, является их генетика. Совсем недавно ученые представляющие Российский медико-генетический научный центр, Институт общей генетики РАН и Кубанский государственный медицинский университет , провели уникальное генетическое исследование убыхов представленных в черкесской диаспоре Турции. Ниже представлено краткое резюме данного исследования: "Нами впервые изучен генофонд убыхов и создан их генетический портрет по современной панели маркеров Y-хромосомы, поскольку в условиях длительной ассимиляции именно эта система позволяет наиболее надежно реконструировать генофонд. Генотипирование проведено по «основной» панели маркеров (48 SNP маркеров) и «специальной» панели, включающей новые субветви гаплогруппы G2a, выявленные при полногеномном анализе Y- хромосомы (11 SNP маркеров). В анализ включены 38 мужчин из турецкой диаспоры убыхов. Весь генофонд убыхов описывается двумя мажорными гаплогруппами – G2a и R1a. «Переднеазиатская» гаплогруппа G2a составляет больше половины всего генофонда убыхов. Наиболее частой оказалась ветвь G2a-P303, а внутри нее субветвь – G2a-P303-8903699, преобладание которой в генофонде убыхов приближает их к генофонду адыгейцев (шапсугов и темиргоевцев). Другая ветвь – G2a-P16, характерная для осетин, – составила четверть генофонда убыхов. Матрица генетических расстояний и их картографирование демонстрируют, что в генетическом плане убыхи наиболее близки к популяциям адыгов (в особенности – к прикубанским шапсугам) и далеки от абхазов (генетическое расстояние до них на порядок больше, чем от адыгов)...
В пределах гаплогруппы G2 мы выделили 14 ветвей и генотипировали 14 соответствующих маркеров, частоты 11 из которых введены в научный оборот впервые. Для сравнения привлечены полученные нашим коллективом данные о частотах тех же 14 маркеров G2 в 19 других популяциях Кавказа. И генетические расстояния, и картографирование наиболее частой субгаплогруппы убыхов (маркер YY1215 в позиции 8 903 699 сборки GRCh37, 50% генофонда убыхов) обнаружили генетическое сходство убыхов и адыгейцев. " ["Реконструкция генофонда убыхов Северного Кавказа", Балановская Е.В., Схаляхо Р.А., Кагазежева Ж.А., Запорожченко В.В., Урасин В.М., Агджоян А.Т., Кошель С.М., Почешхова Э.А., Балановский О.П.]
Другие статьи:
США передадут России 200 аппаратов искусственной вентиляции легких
Посол Китая в Израиле найден мертвым в своей резиденции
Почти половина жителей США на фоне торговой войны и пандемии отказывается покупать китайские товары
В апреле смертность в Швеции оказалась наибольшей с 1993 года
Глава Минздрава США назвал ВОЗ ответственной за смерть людей от коронавируса
Источник
Свежие комментарии