Начало длинного пути. Самым известным этот швейцарский кинжал стал, конечно же, далеко не сразу. Сначала он довольно неторопливо развивался из кинжала, известного как базелард, который фиксируется в Европе ориентировочно в конце XII - начале XIII веков. Кинжал это использовался как вспомогательное оружие и имел не только характерный клинок в форме сильно вытянутого к вершине равнобедренного треугольника, но и не менее характерную рукоять, черен которой ограничивался с двух сторон крестовинами, причем, довольно длинными.
..Начало длинного пути.
Самым известным этот швейцарский кинжал стал, конечно же, далеко не сразу.
Сначала он довольно неторопливо развивался из кинжала, известного как базелард, который фиксируется в Европе ориентировочно в конце XII - начале XIII веков. Кинжал это использовался как вспомогательное оружие и имел не только характерный клинок в форме сильно вытянутого к вершине равнобедренного треугольника, но и не менее характерную рукоять, черен которой ограничивался с двух сторон крестовинами, причем, довольно длинными.
Любопытно, однако, что длина оружия могла сильно отличаться: базелард мог укладываться как в параметры кинжала, так и в параметры короткого меча. Да и лезвие на клинке вполне могло быть одно.
Признание.
Как считают специалисты, где-то на рубеже XIV - XV веков кинжал приобрел ту форму, по которой его безошибочно узнают и сейчас, и стал своего рода традиционным атрибутом швейцарца. Любопытно, что он мог носиться за спиной в горизонтальном положении (видимо, именно такой способ ношения дал основание Э. Окшотту утверждать, что предком этого кинжала была итальянская чинкведеа, носившаяся таким же способом).
Но уже во второй половине XV века превратился не только в вполне самостоятельный тип короткоклинкового оружия, но и в аксессуар состоятельного человека. Произошло это после того, как талантливый германский художник Ганс Гольбейн Младший (1497 - 1543) нарисовал эскиз накладок на ножны одного из кинжалов, на котором он изобразил очень популярную в те времена сцену, названную. "Танец с Смертью". Сюжет прост: шесть человек из разных социальных слоев, разного пола и возраста (император, женщина-правитель, аристократическая дама, знаменосец, монах и ребенок) встречаются с Смертью.
Эскиз так понравился, что сюжет, отлитый в металле, появился на многих ножнах, а потом в моду вошли и другие сюжеты, которые чаще всего также брались из Библии.
Став признаком состоятельного человека кинжал, по моде тех лет, обзавелся дополнительными приборами - чаще всего столовым ножом и шилом, которые крепились на ножнах.
Однако, надо отметить, что неизменной оставалась только форма рукояти с характерным деревянным череном и двумя крестовинами, ограничивающими руку сверху и снизу с концами, загнутыми к руке. Клинок же, хотя и приобрел "каноническую" двулезвийность, мог иметь разную форму и даже долы.
Впрочем, нынешнее имя - гольбейн (по имени художника) - кинжал получил только в XIX веке, когда на волне интереса к истории, вспыхнувшего во всей Европе, кинжал, вышедший из бытования в XVII веке, пережил второе рождение. И, надо сказать, весьма серьезное: очень похожий кинжал был принят на вооружение офицеров швейцарской армии в 1914 году (не путать с хорошо известным любителям оружия швейцарским офицерским кортиком обр. 1943 года!).
Парадное оружие германских штурмовиков.
Но мировую известность ему принес не Гольбейн, а германские национал-социалисты. В 1933 году Гитлер, озабоченный внешним видом своего Третьего рейха, поручил профессору Вейне, работавшему в Золингене, создать для нацистских штурмовых отрядов холодное оружие, которое стало бы одним из их символов (наряду с коричневой рубашкой). Вейне, не долго думая, взял за основу немецкий охотничий кинжал, сделанный по образцу швейцарского гольбейна, и немного доработав, предложил заказчику. Кинжал бы одобрен партией и лично ее фюрером и стал первым образцом из длинной серии холодного оружия, принятого в Третьем рейхе.
Кинжал стал едва ли не самым массовым из всего парадного оружия нацистской Германии: на момент прекращения его производства (1943 год) было выпущено более 3 миллионов экземпляров. И именно нацисты сделали гольбейн одним из самых узнаваемых в мире.
Впрочем, швейцарцев это не обрадовало: можно предположить, что швейцарский кортик обр. 1943 года, о котором упоминалось выше, сделали непохожим на традиционный швейцарский кинжал именно по причине существования германского кинжала СА и СС.
Попал этот кинжал и в советский кинематограф: именно им немецкий диверсант убивает Соню Гурвич в книге "А зори здесь тихие".
Швейцарские кинжал из собрания ГИМ.
Сегодня швейцарские кинжалы представлены во всех более или менее серьезных музеях Европы. Собственным гольбейном может похвастаться и Государственный исторический музей России.
Как и положено приличному швейцарскому гольбейну, ножны изготовлены из латуни и позолочены, а на них изображена сцена неправедного суда. Датирован он 1560 - 1580 годами.
В ГИМ он попал в 1946 году из Комитета по делам культпросветучреждений при Совмине РСФСР. Ранее находился в Берлинском цейхгаузе.
О самом красивом кортике в мире можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!
Источник
Свежие комментарии