В Шотландии и Ирландии есть танец, который называется Circassian Circle - "Черкесский круг". Танец входит в обязательную программу хореографического класса...
В Шотландии и Ирландии есть танец, который называется Circassian Circle - "Черкесский круг". Танец входит в обязательную программу хореографического класса.
Черкесский круг появился в Шотландии в 17 веке. Но вот как он появился у столь отдаленного от Кавказа народа, нет комментариев ни у ученых, ни у этномузыкологов, занимающихся шотландской и ирландской музыкой...
Первая версия - сухопутным путем, через территорию Польши. В 17 веке это было государство, простиравшееся от Черного моря до Балтики. У черкесов там даже были свои поселения - Подднепровская Черкассия. Черкесы, естественно, привозили свой быт, обряды. Возможно, поляки что-то переняли. И уже оттуда танец мог распространиться дальше по Европе.
Вторая версия - морская. В 17 веке европейские коммерсанты активно проникали в район Черного моря. В первую очередь их интересовал строевой лес, запасы которого были истощены в Европе уже в 16 веке. Столь удаленные от нас народы, как шотландцы и англичане, могли месяцами жить в приморских черкесских поселениях, потому что процесс добычи, переправки леса занимал много времени. Они могли участвовать в свадьбах, праздниках. Поэтому все, что им понравилось, они увезли с собой.
Танец исполняется под музыку рил, которая бывает как быстрой, так и медленной. Оба варианта подходят под черкесский танец. Черкесский круг является одним из любимых народных танцев.
Так же известно, что в историческую Черкесию не раз приезжали или через нее проезжали европейские путешественники , торговцы, военные и политические деятели. Некоторые из них так же оставались на адыгских землях по нескольку лет. Так, английский разведчик Джеймс Белл жил в черкесских селах три года , с 1837 по 1839. Он оставил письменные наблюдения за традиционными танцами, песнями, музыкальными инструментами, в которых не раз указывал на тождество между черкесской и шотландской музыкой: «Если бы мне ничего не было о них (черкесских мелодиях) известно и меня спросили, что они представляют, я ответил бы: «Старинные шотландские песенки». ["Journal of a residence in Circassia during the years 1837, 1838, and 1839", Bell James Stanislaus, 1840.]
Разведчик зарисовал также людей во время исполнения кругового Уджа. Возможно, что именно черкесский круговой танец Удж, вызывал у наблюдательного англичанина ассоциации с шотландской традицией завершать празднества массовым танцем.
Джеймс Белл был не единственным, кто многократно подчеркивал сходство шотландских и черкесских мелодий. Шотландский аристократ Джеймс Камерон, в 1837 г. посетивший Черкесию, также отмечает сходство танцевальных движений, которые, по его словам, для многих англичан были очевидными: «В одном месте мы наблюдали группы прекрасных танцовщиц, представляющих медленный и грациозный танец этой страны или демонстрирующих активные и энергичные па черкесского танца, обстоятельства которых, я не могу не упомянуть, представляют собой так сильно, как это возможно, копию нашего шотландского флинга... . Граф де N-e путешествовал со мной по Персии, Грузии и Черкесии; затем мы направились в Петербург, где я оставил его в конце 1838 г., отправившись в Лондон. Следующий раз мы встретились в Лондоне на каледонском (шотландском) балу в июле 1840 г., после моего возвращения из Константинополя. Я никогда не забуду выражения удивления на его лице, когда он наблюдал первый рил, в котором принимали участие знатнейшие и благороднейшие представители нашей северной аристократии. После танца он повернулся ко мне и сказал: «Почему ваш национальный танец точно тот же, что мы наблюдали в черкесских горах?» ["Personal Adventures and Excursions in Georgia, Circassia, and Russia" - Vol.1. - Сameron J.P. , London, 1845.]
Источник
Свежие комментарии