На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Особые деревья у черкесов - каштан и фундук.

Можно говорить и об определенной связи дерева или даже одной породы дерева с этнической общностью. Так в среде современных черноморских шапсугов существует особое отношение к каштану. Его плоды оцениваются как та посланная природой пища, которая спасла народ в голодные времена, а древесина служила дл самых важных нужд: постройки жилища, изготовления особых предметов быта, например, лопатки для размешивания и дележа пасты. Расчищая в лесу поле силами отдельной семьи, его воспринимали как место приложения усилий, но никак как пространство, которое требовалось покорить, что просматривается в действиях артелей землепашцев на равнине. Земледельцы-адыги не стремились к полной расчистке леса ради посева зерновых. Лес оставлялся по периметру пахотного участка, защищая его от зноя и ветра. Отдельные крупные деревья оставлялись на самом участке, чтобы предотвратить эрозию почвы, предупредить ее сползание и смывание дождями, но их главной функцией было задерживать влагу в верхних слоях почвы, что

Особые деревья у черкесов - каштан и фундук.

Можно говорить и об определенной связи дерева или даже одной породы дерева с этнической общностью. Так в среде современных черноморских шапсугов существует особое отношение к каштану. Его плоды оцениваются как та посланная природой пища, которая спасла народ в голодные времена, а древесина служила дл самых важных нужд: постройки жилища, изготовления особых предметов быта, например, лопатки для размешивания и дележа пасты.

Расчищая в лесу поле силами отдельной семьи, его воспринимали как место приложения усилий, но никак как пространство, которое требовалось покорить, что просматривается в действиях артелей землепашцев на равнине.

Земледельцы-адыги не стремились к полной расчистке леса ради посева зерновых. Лес оставлялся по периметру пахотного участка, защищая его от зноя и ветра. Отдельные крупные деревья оставлялись на самом участке, чтобы предотвратить эрозию почвы, предупредить ее сползание и смывание дождями, но их главной функцией было задерживать влагу в верхних слоях почвы, что питало посеянные растения. Дерево для этого окоряли, существенно уменьшая его жизненную активность. Н.Н. Клинген назвал такую систему лесо-хлебной. Лес воспринимался в народном сознании как гарантия продовольственной безопасности. Лес и поля вместе сохраняло склоновое щадящее местность террасирование, обеспечиваемое подпорными стенками. Немаловажным обстоятельством являлось сохранение освоенных земель в семейном наследственном владении.

Укоренившаяся практика размещать усадьбы в горах в верхних частях распадков рек и ручьев сосуществовала с размещением построек между сохранявшихся участков леса. Такая планировка делала не всегда возможной появление общей ограды усадьбы, что и не всегда предполагалось. Т. Лапинский, правда, писал об огороженных усадьбах жителей долины Пшады, в усадьбах объединялись жилые постройки и помещения для содержания скота, однако в стойлах содержались только овцы и козы, но зимой. По свидетельству Лонгворта, ограда являлась «удостоверением на право собственности», при этом «черкесы вообще не понимают, как, за исключением непосредственного использования, кто-либо может предъявлять исключительные права на землю, для них все элементы общие - земля и воздух, огонь и вода - и любой из них можно иметь в необходимом количестве без ограничений». Ограду могли маркировать деревья, которые считались несчастливыми или вредоносными; их нельзя было сажать во дворе.

Жилища западных адыгов, конечно, имели значение отделенных от мира озон «своего пространства», но их легкие стены менее всего воспринимались как границы, отделявшие дом от леса. Не случайно российскими источниками такие адыгские горские социумы, как хакучи, абадзехи оценивались как «люди леса», имевшие особые навыки коммуникации в лесу. С. Броневский назвал жизнь адыгов «привычкой к открытому воздуху», и Хан-Гирей согласился с ним. В лесу, или по более точной формулировке, в центре леса, находились и места особой социально-исторической значимости: поляна Туби, почитаемая абадзехами как место начала формирования их как этнической общности и связанная перевалом с хакучинской зоной, важной для общности черноморских шапсугов.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх