На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Лучшие сабли мастеров Грузии из коллекции Эрмитажа

Канал "Историческое оружиеведение" продолжает знакомить читателей с лучшими образцами оружия, находящегося в коллекциях ведущих музеев мира. В этой статье рассказывается о саблях и шашках, изготовленных в XIX веке мастерами из Грузии...

Лучшие сабли мастеров Грузии из коллекции Эрмитажа

Канал "Историческое оружиеведение" продолжает знакомить читателей с лучшими образцами оружия, находящегося в коллекциях ведущих музеев мира. В этой статье рассказывается о саблях и шашках, изготовленных в XIX веке мастерами из Грузии.

Начиная этот рассказ, следует отметить, что Эрмитаж располагает если уж не лучшей, то одной из лучших коллекций восточного оружия, которое, к тому же, в большинстве своем имеет хороший провенанс (историю происхождения и владения). И, надо сказать, работы грузинских мастеров-оружейников занимают даже в этой богатейшей коллекции весьма достойное место - в начале XIX века их мастерство (особенно мастерство работавших в Тифлисе (ныне Тбилиси) в изготовлении и украшении холодного оружия достигло, скорее всего, своего пика. Не случайно, учиться их работе направляли мастеров из Златоуста (впрочем, не без скандалов - ссылка на статью об одной такой ситуации будет в конце этой статьи).

И стоило это оружие весьма и весьма дорого. Так, например, за украшенную саблю платили 30 червонцев, а за украшенную шашку или шпагу - 50. Очень приличные деньги в те времена.

1. Сабля мастера Хачатура (Тифлис, Грузия).

Сабля эта может считать образцом работы тифлисских мастеров начала XIX века и образцом грузинской сабли этого же периода: слабо изогнутый клинок с заточенным фальшлезвием боевого конца, крестовина с плоскими, расширяющимися концами и перекрестьем, металлическая рукоять с головкой клювовидной формы, деревянные ножны, обтянутые черной кожей с прямоугольными обоймицами и наконечником с "башмаком". Обращает на себя внимание отсутствие долов, которые обозначены узкими доликами.

[img]"[/img]

Сабля богато украшена: в первой трети клинок украшен резным цветочным узором по золоту.

На обухе клинка у рукояти имеется надпись на русском языке, указывающая место и время изготовления сабли. На пяте клинка стоят буквы "ХЧР" - сокращение имени мастера Хачатура.

На крестовине с одной стороны изображен одноглавый орел, с другой стороны монограмма "НI" - Николай Первый. Сабля эта была поднесена русскому императору в 1827 году.

Длина оружия 953 мм, длина клинка 805 мм.

2. Сабля мастера Георга Пурунсузова (Санкт-Петербург).

Эта сабля также была поднесена Николаю Первому (любившему холодное оружие) в самом начале 30-х годов XIX века. Сделана она была, как считают, в Технологическом институте Санкт-Петербурга, но ахалцихским мастером мастером Георгом Пурунсузовым, переселившимся в этот грузинский город из турецкого Эрзерума в 1828 году. Подносилась она в качестве дара от нескольких городов, названия которых перечислены на клинке.

Сабля богато украшена: металлическая рукоять с навершием в форме львиной головы и нардой в форме креста с перекретьем покрыта растительным орнаментом, выполненным золотом в технике всечки (инкрустации).

[img]"[/img]

Клинок имеет один очень широкий дол, который выходит практически в острие (что, кстати, приводит к весьма большому углу спусков и проблемам с заточкой) и заточенное фальшлезвие. Обращает на себя внимание то, что клинок сделан раздваивающимся в последней трети, т.е. заставляет вспомнить знаменитый "зульфикар".

Технически подобный "трюк" делался довольно просто: две тонкие стальные полосы сваривались ковкой вместе приблизительно на 3/4 своей длины.

Первая треть дамаскового клинка также покрыта орнаментом, в котором, помимо растений и венков на внешней стороне помещены вензель Николая I, дата (1833 год), крест над полумесяцем и имена городов, принимавших участие в подношении: "ПОТIЯ", "АХАЛКАЛАК", "ГЕРТВИЗЪ", "АХАЛЦИХЪ", "АЦХУРЪ", а на внутренней - всевидящее око, корона, надпись "Н.I. Царю России" и названия городов "ЕРИВАНЬ", "ЕЧМИАДЗИНЪ", "НАХИЧЕВАНЬ", "АБАЗАБАТЪ", "САРДАР-АБАТЪ".

[img]"[/img]

На обухе клинка помещена надпись: "Трудами подданного русского владычества переселенца эрзерумского Георга Пурунсузианца". Надпись выполнена на армянском языке.

Длина оружия 1055 мм, длина клинка 904 мм.

3. Сабля мастера Георга Пурунсузова (Ахалцих, Грузия).

Сабля эта украшена хоть и беднее, но в той же манере, что и описанная выше.

Но отдельного внимания заслуживает клинок, который мастер сделал "по мотивам" старых мамлюкских сабель - мощный, сильно изогнутый, с широким и глубоким долом и елманью. Копирование заметно и в том, что мастер отметил точку удара у начала елмани золотой всечкой.

[img]"[/img]

Вместе с тем понятно, что клинок делался именно "по мотивам" - широкий дол, доходящий практически до острия, характерная примета многих кавказских клинков на мамлюкских и османских клинках чаще всего был смещен к обуху, а в боевом конце почти исчезал, чтобы не мешать профилю линзы, оптимальному для удара.

Непонятен и "крючок", которым выполнено острие. На все тех же мамлюкских клинках оно чаще всего имело копьевидное очертание - для укола.

Длина оружия 948 мм, длина клинка 815 мм. Изготовлена в 1834 году.

4. Сабля Георга Пурунсузова (Ахалцих, Грузия).

Еще одна блестящая работа мастера Георга Пурунсузова, сделанная, судя по монограмме "М" под короной на плоскости клинка, для великого князя Михаила Николаевича.

В общем-то еще один образец попытки кавказского мастера "осмыслить" восточную саблю.

Длина оружия 1050 мм, длина клинка 910 мм. Изготовлена в 1833 году.

5. Сабля неизвестного мастера (Грузия).

Еще один прекрасный образец копирования мамлюкских сабель: мощный, сильно изогнутый клинок с двулезвийной елманью. Но, можно сказать, что неизвестному грузинскому мастеру удалось (хотя и относительно) соблюсти характерные особенности мамлюкских клинков, делавшие их такими эффективными: изгиб начинается ближе к последней трети, а долы, хоть и широкие, но смещены к обуху и заканчиваются уже у середины боевого конца.

[img]"[/img]

Удалось мастеру сохранить и еще одну характерную особенность мамлюкских клинков - они заметно расширяются к последней трети, что делает их похожими на секиру. Почему-то клинки кавказских сабель в лучшем случае имели параллельные грани, а в худшем - сабля сужалась к боевому концу.

Длина оружия 987 мм, длина клинка 855 мм. Оружие было изготовлено в 1827 году.

Дело о грузинском булате можно прочитать здесь.

Об особенностях восточных сабель можно прочитать здесь.

Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх