Предисловие. Украшенное оружие любили все и всегда. Причем зависимость между боевыми и представительскими функциями оружия можно смело называть обратно пропорциональной - чем меньше вероятность того, что оружие будет использоваться в бою, тем больше вероятность того, что оно будет богато или даже роскошно украшено.
Причем этой зависимости подчинялись как богатые, так и бедные - первые заказывали себе эфесы и клинки, отделанные золотом и драгоценными камнями в той степени, которую позволял им их кошелек, вторые нередко просто имели два эфеса, украшенный и простой, и меняли их в зависимости от ситуации: в начале войны ставили простой, а с началом мирного времени - украшенный...Предисловие.
Украшенное оружие любили все и всегда. Причем зависимость между боевыми и представительскими функциями оружия можно смело называть обратно пропорциональной - чем меньше вероятность того, что оружие будет использоваться в бою, тем больше вероятность того, что оно будет богато или даже роскошно украшено. Причем этой зависимости подчинялись как богатые, так и бедные - первые заказывали себе эфесы и клинки, отделанные золотом и драгоценными камнями в той степени, которую позволял им их кошелек, вторые нередко просто имели два эфеса, украшенный и простой, и меняли их в зависимости от ситуации: в начале войны ставили простой, а с началом мирного времени - украшенный.
Но, вероятно, пика в своем развитии это направление оружейного искусства достигло с распространением так называемых дворянских (придворных, камзольных) шпаг - легкого и изящного длинноклинкового оружия, которое дворяне XVII и особенно XVIII века, постепенно забывавшие о специфическом предназначении оружия, начали носить вместо тяжелых шпаг и длинных рапир. Ну и поскольку, так сказать, "лицом" дворянина стала его шпага, точнее, ее эфес, то на украшение этого "лица" уходили баснословные суммы.
Ну а для разного рода выяснения отношений использовалось оружие попроще и победнее.
Большое распространение получили металлические эфесы (посеребренные или позолоченные), выполненные в стиле "алмазной огранки", однако нередко эфесы украшались и настоящими драгоценными камнями, причем в весьма неприличном количестве.
Некоторые образцы такого сверхроскошно украшенного оружия демонстрируются в этом обзоре.
Рубиновый гарнитур.
Гарнитур этот был заказан все тем же Августом Сильным (1670 - 1733) и изготовлен Иоганном Мельхиором Динглингером из Дрездена до 1719 года (как считают, к коронации Августа). Состоял он первоначально из нескольких десятков пуговиц для верхнего платья, пряжек для обуви и камзольной шпаги с эфесом, подобранным, так сказать, "в тон" пуговицам и пряжкам.
Сделано все было с поистине королевским размахом: при изготовлении пуговиц мастер брал крупный рубин и помещал его в оправу из небольших бриллиантов (1 рубин и 14 бриллиантов), при изготовлении пряжек рубины и бриллианты брались приблизительно одного размера, но по 8 штук.
В 1730 году к этим деталям одежды была добавлена камзольная шпага, эфес которой выполнил тот же мастер и в том же дизайне (о причине появления этой идеи будет рассказано ниже).
Черен рукояти был обмотан золотой проволокой, эмалевой лентой и лентой, усаженной бриллиантами и рубинами. Ну а чтобы подчеркнуть роскошь эфеса, навершие и гарда оружия были украшены крупными рубинами и усыпаны мелкими бриллиантами.
На украшение шпаги общей длиной 90 см пошло 112 рубинов и 401 бриллиант. Вес оружия составил
На фоне этого эфеса клинок шпаги, хоть и украшенный гравировкой, смотрелся весьма недорого.
Агатовый гарнитур.
А 1719 году уважаемого немецкого мастера посетила идея, которая, как потом стало ясно, обеспечила его работой на годы вперед: он показал Августу Сильному помимо агатовых пуговиц и прочих элементов отделки верхней одежды и обуви, который стал известен как "Агатовый гарнитур", комплект деталей к шпаге, выполненный в одном дизайне с пуговицами и пряжками.
Детали эфеса были полностью изготовлены из агата (навершие, черен, гарда) и щедро инкрустированы бриллиантами (241 камень).
Идея Августу понравилась настолько, что он не только заказал себе клинок полностью (комплект был изготовлен полностью между 1722 и 1733 годами), но и заказал себе еще несколько подобных же гарнитуров, а к уже имеющемуся у него Рубиновому гарнитуру заказал соответствующую шпагу.
Агатовый эфес получил клинок, украшенный резьбой и золочением.
Сапфировый гарнитур.
Но Август Сильный не остановился на достигнутом, и в 1722 году все тот же мастер изготовил для него еще один комплект, получивший говорящее наименование "Сапфировый гарнитур"
Шпага была сделана в уже знакомом по "Рубиновому гарнитуру" ключе, только место рубинов заняли сапфиры. Ну и про клинок шпаги вообще не вспомнили. Такое ощущение, что взяли первый попавшийся.
Для украшения клинка общей длиной 91,5 см пошло 63 сапфира и 300 бриллиантов. Вес оружия составил 605 г.
Изумрудный гарнитур.
Дело отца продолжил сын: после смерти Иоганна Мельхиора Динглингера его сын, Иоганн Фридрих Динглингер сделал на основе папиного дизайна шпагу, украшенную изумрудами.
Всего на украшение эфеса было потрачено 90 изумрудов и 220 бриллиантов. Ну и сын взял богато украшенный клинок. В остальном все осталось более или менее на своих местах.
Эпилог.
Августу Сильному идея таких гарнитуров настолько понравилась, что, как говорят, он планировал получить 24 комплекта. Но человек предполагает, а Бог располагает, и до своей кончины в 1733 году он успел заказать 10 подобных гарнитуров. Но даже с таким количеством роскошно отделанных камзольных шпаг он смог легко обойти французского короля Людовика XIV (1638 - 1715), знаменитого "Короля-солнце", который владел всего лишь жалкими тремя подобными комплектами...
О драгоценном оружии шахов Персии можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!
Источник
Свежие комментарии