Согласно фольклорным данным, на дальних подступах к Туапсе в долине р. Сусан, монголы, встретившись с войсками адыгов, понесли большие потери. Жители шапсугского аула Агой и поныне рассказывают, что во время этого сражения маленькая р. Сусан превратилась в кровавый поток*. Потерпев поражение и отступив назад, монголы, по всей видимости, посчитали нецелесообразным вторгаться в эти малодоступные для конницы пределы.
..Согласно фольклорным данным, на дальних подступах к Туапсе в долине р. Сусан, монголы, встретившись с войсками адыгов, понесли большие потери. Жители шапсугского аула Агой и поныне рассказывают, что во время этого сражения маленькая р. Сусан превратилась в кровавый поток*. Потерпев поражение и отступив назад, монголы, по всей видимости, посчитали нецелесообразным вторгаться в эти малодоступные для конницы пределы.
Зихия или вся причерноморская полоса Черкесии вследствие этого разделилась на две области, о чем свидетельствуют итальянские карты XIII-XV веков. Первая область, попавшая в номинальную зависимость от монголов, называлась, как сказано выше, Черной Зихией - Mauro Zichia. Она простиралась от восточных берегов Азовского моря до районов Джубги в 20-25 км севернее Туапсе. Отсюда до Туапсе (Пицунда) располагалась территория Белой Зихии (Alba Zichia), Жаннев-ской Зихии (Sanna Zichia, Saunacichia) и местности, именуемой Жанэ (Sanna, Sana) , куда не ступала нога монголо-татар.
Впоследствии такое разделение стало простой формальностью, удобной для западноевропейских географов. Поэтому на итальянских картах название Черная Зихия со временем исчезает. Исчезает постепенно и хороним Зихия, который по традиции длительное время, вплоть до конца XVII века использовался в западноевропейских источниках для обозначения страны, о которой писал еще Константин Багрянородный. На письменном портолане Эммидио Дорртелли д’Асколи 1634 года его заменяет название «Черкессия» (Circasia). Тем самым подчеркивается, что Черкесия к этому времени уже давно поглотила всю Причерноморскую Зихию (вместе с Жаннетией) и вплотную подошла к Туапсе, где начиналась Абазия, которая была также заселена зихскими племенами, еще не вошедшими в состав Черкесии.
Из всего сказанного следует, что во время татаро-монгольского владычества и погромов Тимура резко возрастает самосознание адыгских обществ, ускоряются объединительные процессы. Термин адыгэ/адыхэ, который сначала применялся зихами по отношению к своим северокавказским соплеменникам - касам (каша-кам), постепенно, под влиянием их массового переселения на северный склон Кавказского хребта, становится общим самоназванием как для зихов, включая сюда санигов, так и для касов. А термин «черкесы», который возник как обозначение северокавказских адыгов - касов, распространяется ускоренными темпами также и на зихов и в первую очередь на жанеевцев, как на общность, которая раньше других зихских и абазинских племен мигрировала (еще в III-IV вв.) на Северный Кавказ.
Одновременно Жанетия начинает восприниматься как неотъемлемая часть Черкесии. Выше мы уже ссылались на Абульфеду, который в сочинении 1321 года выделял государство ал-Касак, населенное народом, обитающим между ал-Анджаз (Жаннетия - Авт.) и ал-Лан. Но при этом сообщается также и о стране ал-Джаркис, то есть Черкесии, объединяющей, как видно, Жаннетию и Касакию. Черкесия ставится здесь в один ряд со странами ал-Рус, ал-Фарандж и др. «Это, -пишет Абульфеда, - многолюдные страны, великие и очень обширные» . Выстраивается, таким образом, целый ряд однотипных названий одной и той же северо-кавказской страны - Caucasi/Каса/Каскун/ал-Акасара/ал-Касак/ал-Джаркис. Все они содержат в себе этнический термин кас.
Этот процесс своего рода этнонимического обмена и семантического преобразования начался, судя по имеющимся материалам, в XIII веке и закончился в XV веке, о чем свидетельствуют сведения Дж. Интериано: «Зихи - называемые так на языках: простонародном (lingua franca - авт.), греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют - «адига».
В конце XV века Жанетия становится одним из самых крупных и сильных княжеств Западной Черкесии наряду с Хегаком, Хатукаем, Темиргоем и Кабардой, у которой она оспаривала свое лидирующее место в адыгском мире. В то же время, вплоть до XIX в. в черкесском народе сохраняется, как сказано выше, память об абазгском происхождении жанеевцев. Поэтому их не включали в число собственно адыгских народностей Черкесии. «Настоящими Адыгами, -пишет Л.Я. Люлье - признают: Кабардинцев, Бесленеевцев, Темиргойцев, Хату-кайцев и Хегайков; другие же племена, управляемые также феодально, как-то: Бзедугов, Мохошевцев и Жанеевцев называют иногда Абадзе».
Источник
Свежие комментарии