В марте 2010 г. МЧА от лица её президента К. М. Ажахова делает запрос в Институт Этнологии и Антропологии РАН от с просьбой разъяснить этноним «Черкес» Заведующему сектором Народов Кавказа Института Этнологии и Антропологии РАН Члену-корреспонденту РАН Арутюнову С.А. Уважаемый Сергей Александрович! В изданиях по итогам переписи населения РФ 2002 года в перечне национальностей, проживающих на территории Российской Федерации, значатся шапсуги, адыгейцы, черкесы, кабардинцы, которые имеют единое самоназвание «адыгэ» и относят себя к единому этносу.
Территория исторического обитания указанных субэтносов зафиксирована в российских, европейских и восточных картах вплоть до 19 века как «Черкесия». В российской исторической и художественной литературе обозначенные субэтносы вместе с «убыхами» именовались «черкесами». В связи с изложенным прошу Вас дать заключение: являются ли убыхи, шапсуги, адыгейцы, черкесы, кабардинцы субэтносами единого черкесского народа. С уважением, Президент МЧА К. АжВ марте 2010 г. МЧА от лица её президента К. М. Ажахова делает запрос в Институт Этнологии и Антропологии РАН от с просьбой разъяснить этноним «Черкес»
Заведующему сектором Народов Кавказа Института Этнологии и Антропологии РАН Члену-корреспонденту РАН Арутюнову С.А. Уважаемый Сергей Александрович! В изданиях по итогам переписи населения РФ 2002 года в перечне национальностей, проживающих на территории Российской Федерации, значатся шапсуги, адыгейцы, черкесы, кабардинцы, которые имеют единое самоназвание «адыгэ» и относят себя к единому этносу. Территория исторического обитания указанных субэтносов зафиксирована в российских, европейских и восточных картах вплоть до 19 века как «Черкесия». В российской исторической и художественной литературе обозначенные субэтносы вместе с «убыхами» именовались «черкесами». В связи с изложенным прошу Вас дать заключение: являются ли убыхи, шапсуги, адыгейцы, черкесы, кабардинцы субэтносами единого черкесского народа. С уважением, Президент МЧА К. Ажахов
А уже через два месяца Институт Этнологии и Антропологии РАН дал ответ:
В то же время местное население неизменно называло себя адыгэ, хотя значение имели, видимо, локальные наименования, с которыми идентифицировали себя отдельные этнополитические образования - натухай, абадзех, жанэ, кабардэй и др. Тем не менее, несмотря на определенные различия социального, культурного, языкового характера, с историко-этнографической точки зрения, это единый черкесский (адыгский) народ.
Исторические коллизии XIX-XX в.в.. связанные с бедствиями Кавказской войны, насильственным выселением значительной части черкесов в Османскою империю, административные преобразования, осуществленные царским правительством, а затем органами советской власти РСФСР и СССР, привели к образованию в Российской Федерации четырех территориально разделенных массивов черкесского народа, за которыми закрепились различные этнографические обозначения – шапсуги, адыгейцы, черкесы, кабардинцы.
Сравнительно недавнее (по историческим меркам) территориальное разобщение не привело к утрате в народе исторической памяти о генетической и культурной общности между этими группами. Современные исследования показывают, что этническое самосознание и основной пласт традиционной культуры у шапсугов, адыгейцев, черкесов и кабардинцев являются общими. Это свидетельствует о том, что названные группы можно считать субэтносами одного - черкесского (адыгского) народа.
Что касается убыхов, то этот народ, проживавший до середины XIX в. в верховьях рр.Сочи и Шахе, почти полностью выселен в Османскую империю. По сохранившимся письменным историческим свидетельствам убыхи сами себя называли б,ёхъ, хотя и в данном случае источниками зафиксировано лишь локальное наименование этой этнической группы
Нынешние немногочисленные потомки убыхов, или те, кто считает себя таковыми (их зафиксировала перепись 2002г. в РФ), являются носителями общечеркесского самосознания, разделяет черкесские (адыгские) культурные традиции, идентифицируют себя с основным массивом современного черкесского (адыгского) народа».
Заведующий отделом Кавказа ИЭА РАН,
чл.-корр.РАН, доктор исторических наук
Профессор С.А. Арутюнов
На что следует обратить внимание:
Важно понимать, касательно первого абзаца, что здесь говориться вообще об этнониме, а не о народе, который его носил. То есть, тут допускается существование этнонима, непосредственно несвязанного с каким либо конкретным народом. Разумеется, что один и тот же этноним могли носить разные народы в рамках одного и того же пространства, в разные времена. Как если бы говорить об этнониме французов, которые генетически происходят от кельтов, упоминая при этом этноним германского народа франков... Между этими этнонимами есть прямая связь, а между народами нет непосредственной генетической связи. Но мы ведь говорим вообще об этнониме, а не о кельтах с германцами. Тут тоже самое. Доктор наук красиво обошёл острые углы, чтобы не бередить сердца и без того ранимых вопрошателей.
Следующие абзацы следует понимать исходя из вопроса МЧА "являются ли убыхи, шапсуги, адыгейцы, черкесы, кабардинцы субэтносами единого черкесского народа".
Именно по основному вопросу РАН дала исключительно правильный ответ, указывая на общее "этническое самосознание и основной пласт традиционной культуры". Речи о общей генетике нет. Опять таки допускается, что народы могут быть разного происхождения но общего этнического самосознания и культуры, что довольно часто бывает.
Относительно убыхов РАН не стала говорить о этнической принадлежности исторических убыхов вообще, а только о потомках, которые уже ассимилировались, и воспринимает свое этническое самосознание и культуру по разному, в том числе как общую с адыгами. И действительно, почему бы ассимилированному убыху в адыгской среде не считать себя адыгом?
#абаза #черкесы #РАН #убыхи #натухайцы #кабардинцы #абадзехи #шапсуги #адыги
Свежие комментарии