Дж. Белл на 24 года раньше А. Фонвилля, когда Керендук, имея около 35 лет от роду, лишь только начинал свою военно-политическую карьеру, говорит следующее: «Он природой был предназначен для занятия таких ответственных и высоких постов, где требуется дарование»...
Дж. Белл на 24 года раньше А. Фонвилля, когда Керендук, имея около 35 лет от роду, лишь только начинал свою военно-политическую карьеру, говорит следующее:
«Он природой был предназначен для занятия таких ответственных и высоких постов, где требуется дарование».
На народном собрании в Артыкуадже в 1839 г. Дж. Белля поразили две личности — Али-бий Артба и Керендук Берзек.
«Если они останутся в живых, — говорит Дж. Белл, — то они должны возвысится для управления делами этой страны, в особенности Керендук, энергичный характер которого уже прорвал те препятствия, которые стоят на пути молодых людей».
В отношении Керендука слова Дж. Белля оказались пророческими. Он изображает этого человека красноречивым оратором, умеющим логично обосновать свою мысль и спокойно отвечать на возражения.
Злые языки XIX в. распускали сплетню, будто бы карьера Керендука началась с того, что однажды у анапского коменданта он украл рыжего коня, перекрасил его в гнедого и продал прежнему хозяину, после чего снова украл того же коня, перекрасил его в карего и продал опять коменданту. Так поступил он три раза. Но эта сплетня попала в печать от не заслуживающего доверия какого-то «бывшего турецкого паши».
Его значение еще недостаточно оценено историками. Впервые его имя мы находим под 1838 г., когда он от лица убыхов вел переговоры с ген. Симборским о выдаче царским правительством трупов после боя при взятии Сочи.
В конце 1839 г. в одном из русских документов существует сообщение, что возвратился из Египта «мулла Декомук Гаджи», который «особенно выдавался мятежным духом». Этот Хаджи-Догомуко привез грамоту из Египта от Ибрагим-паши с призывом к борьбе против России и обещанием помощи. Паломничество в Мекку и установление им связей с пашою Египта подняло авторитет Керендука.
В начале 1841 г. мы видим его во главе большой партии убыхов, вторгнувшейся в Абхазию и напавшей на сел. Отхара и на Гагры.
Участие Керендука в переговорах с ген. Анрепом в мае 1841 г. сразу пошатнуло его авторитет среди антирусской партии.
В 1852 г. он опять во главе двухтысячной партии убыхов и асадзуа вторгается в Абхазию.
Но став в положение врага России, Хаджи-Керендук не имел в виду сражаться под знаменами мюридизма, проповедывавшегося Мухаммед-Эмином. Хаджи-Керендук не желал подчиняться Магомет-Эмину.
Крымская война 1854–1855 гг. застает Хаджи-Керендука в роли туркофила и врага России. С его помощью М. Шервашидзе ведет тайные переговоры с турецким правительством.
В 1857 г. он совместно с Исмаил-беем Дзепшем собирает большую партию убыхов.
В 1858 г. он подписывает совместно с другими крупнейшими деятелями горцев Западного Кавказа петицию к Турции с просьбой о помощи против России. Причем его подпись поставлена второй (после Мухаммед-Эмина).
В том же 1861 г. мы видим его главной фигурой «Великого и свободного собрания» (меджлиса) убыхов, шапсугов и абдзахов.
Он возглавляет делегацию меджлиса к временно командующему войсками на Кавказе кн. Орбелиани с требованием прекратить войну между двумя государствами.
Руководимый им меджлис обращается с письмом к английскому правительству с извещением о создании в горах государства и с ходатайством о вмешательстве в Кавказскую войну.
18 сентября 1861 г. он во главе делегации меджлиса держит речь перед Александром II, в которой настаивает на прекращении войны.
В 1863 г. обращается с воззваниями к абдзахам, в которых воодушевляет их на борьбу, предлагает убыхское гостеприимство семьям сражающихся абдзахов и настаивает на доведении до конца идеи объединения «в один народ».
Раскол убыхов на «партию войны», или «молодежь», и «партию мира» проник даже в семью Хаджи-Керендука. Его сын ведет тайные переговоры с ген. Гейманом. Хаджи-Керендук уезжает в Абхазию.
Прослышав о поражении на Гойтхе и о готовящемся сражении на р. Годликхе, он снова спешит домой, но запаздывает на один день. Все проиграно. Хаджи-Керендук приходит в бешенство.
Подымает убыхов на новый решительный бой, но его уже никто не слушает. Убыхия пала. 24 марта 1864 г.
Кажется, вскоре после своего переселения он вторично совершает хадж.
Но в 1874 году, Керендуку не повезло: правительство по причинам, для нас неясным, отправило его с сыновьями и рядом других лиц в ссылку на остров Родос. Но там он недолго пробыл.
В это время вспыхнула русско-турецкая война 1877-1878 г., и правительство в поисках авторитетного лица, могущего возглавить переселившихся в Турцию горцев, невольно обратило внимание на сосланного Керендука. Его назначают командиром всего горского ополчения из поселившихся в Румелии, и на этой посту престарелый Керендук последний раз в своей жизни принимает участие в военных действиях.
Его сын Ислам-бек был убит под Шипкой, а сам Хаджи имел ранения.
После оккупации русскими Румелии он переселился в г. Пандерма, где и прожил до самой смерти.
По словам газеты "جرام", он умер в 1878 г., имея 110 лет от роду.
Но мы имеем основание считать эту дату неправильной. Как сообщил автору этих строк И.А. Наврузов, некоторые черкесы видели Хаджи-Керендука в г. Пандерма еще в 1897 г.
Кроме убитого под Шипкой были и другие сыновья у Хаджи-Керендука.
Один из них, Мухаммед-Садык-бей, умер каймаканом (т.е. полковником) в Бек-базаре.
Меньший сын умер в деревне Ени-кёй уезда Манияс.
Самый младший — Тауфик-паша — служил начальником уезда и умер в г. Истана.
Статьи: МИД России: США готовят удар по экономике Германии
Хотел ли Горбачев продать Карелию, а также Крым и Калининград
Обращение в Совет Европы как инструмент вмешательства во внутренние дела России
Правительство обсуждает повышение налогов с богатых для восстановления соцсправедливости
Источник
Свежие комментарии