То, что в первое время обороны Севастополя Анапа была перевалочным пунктом для снабжения Севастополя, подтверждает статья от 07 октября 1854 года английской газеты «Sheffield Independent», в которой говорится о действиях князя Меншикова в Крыму и высказывается предположение, что «что русские взорвали и уничтожили крепость Анапу» (Sheffield Independent, 1854).
Непонятно, на основании чего было сделано такое предположение, но тут же сообщается, что «оккупация Балаклавы даёт союзникам полную свободу подходов к фортам и гаваням Севастополя и отрезает связь с востоком со стороны Керчи и Анапы». Из этой статьи можно сделать вывод, что поставки продовольствия и вооружения в Севастополь из Анапы через Керченский пролив и через Керчь рассматривались как вполне реальными...То, что в первое время обороны Севастополя Анапа была перевалочным пунктом для снабжения Севастополя, подтверждает статья от 07 октября 1854 года английской газеты «Sheffield Independent», в которой говорится о действиях князя Меншикова в Крыму и высказывается предположение, что «что русские взорвали и уничтожили крепость Анапу» (Sheffield Independent, 1854). Непонятно, на основании чего было сделано такое предположение, но тут же сообщается, что «оккупация Балаклавы даёт союзникам полную свободу подходов к фортам и гаваням Севастополя и отрезает связь с востоком со стороны Керчи и Анапы». Из этой статьи можно сделать вывод, что поставки продовольствия и вооружения в Севастополь из Анапы через Керченский пролив и через Керчь рассматривались как вполне реальными.
Кроме обстрела самой Анапы регулярны были обстрелы Бугазского поста и Джеметийского укрепления. В Краснодарском Государственном архиве в 322-м фонде хранятся документы, которые свидетельствуют о предпринимаемых в этом направлении усилиях англо-французских сил. Обстрелы велись с кораблей, которые регулярно подходили к анапским берегам. Приведём некоторые свидетельства участников тех событий.
Первым процитируем фрагмент свидетельства эсаула Козина о результатах бомбометания по Джеметийскому укреплению, которое было произведено 31 октября 1854 года: «Дано сие Анапскому Артиллерийскому Гарнизону на основании Акта, составленного в 22 день ноября 1854 года комиссиею под председательством Воинскаго Начальника Джеметийскаго Укрепления Есаула Козина из 3-х офицеров Черноморского Линейнаго №1 батальона Поручика Самусь, Донскаго казачьяго №51 полка Сотника Елкина и Артиллерийскаго Гарнизона Подпоручика Орлова,- В том, что 31-го числа октября 1854 года во время бомбардирования укрепления Джеметийскаго двумя неприятельскими пароходами с одною канонирскою лодкою действительно от огня неприятельских снарядов сгорело Артиллерийскаго имущества...» (ГАКК, Ф.322. Оп.1. Д.215. Л.64) и далее подробно перечисляется уничтоженное имущество.
Вторым, более подробным свидетельством, приведём рапорт о бомбометании по Бугазскому посту от есаула Зверева. В рапорте описываются события 12 февраля 1855 года: «Начальник Бугазскаго поста Урядник Антонов, рапортом от 13-го числа сего м-ца за №2 донёс мне, что 12-го числа сего м-ца в 7 часов утра, прибывшия два англо-французския паровыя парахода один 3-х мачтовой другой 2-х подойдя на пушечный выстрел против карантина начал 1-й действовать изчё орудий по ту сторону Бугаза и после 3-х часов под прикрытием 2-х мачтоваго парохода шесть баркасов высажены люди туда же где зажгли Станционный дом и в карантине, обратились в баркасы и из них один переехал на сторону где Бугазский пост под прикрытием орудийных выстрелов вышло до 30 человек зажгли станционный дом и последнее оставшеесь строение, так что огнём постройка поста вся уничтожена.
Источник
Свежие комментарии