На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

"Шма Исроэль!": евреи в русской армии в XIX веке

"К облегчению Наших верноподданных..." 26 августа 1827 года вышел устав рекрутской повинности и военной службы евреев, чтобы рекрутская повинность "к облегчению Наших верноподданных уравнена была для всех состояний, на коих сия повинность лежит". До этого евреи освобождались от рекрутских наборов, внося только денежный сбор (500 рублей с рекрута, тогда как мещане 360 рублей).

Нести эту повинность должны были евреи от 12 до 25 лет и "наравне с прочими подданными , того же состояния оной подверженными". Освобождение можно было получить в исключительных случаях: освобождались купцы (освобожденные от рекрутской повинности по общим законам), раввины (имевшие соответствующее свидетельство), а также последовательно окончившие с отличием и хорошим поведением малую, среднюю и высшую школы (при наличии соответствующих документов). Впрочем, речь шла не столько о том, чтобы получить в армию новых солдат, а о том, чтобы усилить ассимилирование евреев в российское общество. Как писалось, "Мы уверены..., что образование и способности, кои приобретут они в военной службе, по возвращении их из оной после выслуги узаконенных лет, сообщатся их семействам для вящщей пользы и лучщаго успеха в их оседласти и домашнем хозяйстве". Введение рекрутской повинности для евреев было и ответом на вопросы, которые ставились в направляемых в официальные властные структуры записок, в которых спрашивалось: "За что они (евреи - ИО) таковыми выгодами пользуются против Россиян?". Устав вводил норму 10 рекрут с 1000 человек (тогда как для христиан - 7 с 1000). Первый набор евреев в русскую армию был рассчитан в 1637 человек. Евреи оказались хорошими солдатами: в 1832 году было разрешено производить их в унтер-офицеры с царской резолюцией "лишь за отличия в сражениях против неприятеля", а в 1836 году поступило распоряжение о награждении евреев военным орденом за подвиги в бою, в 1858 году было разрешено награждать евреев всеми орденами, которыми награждались мусульмане, в 1860 году солдаты-евреи были допущены к службе в гвардии. Следует отметить, что норма рекрут и в дальнейшем могла иметь "перекос" в пользу христиан. так, для Крымской кампании (2 набора) христиане западной полосы давали 19 рекрут с 1000, восточной 9 с тысячи, евреи 30 с тысячи (в Севастополе был установлен памятник солдатам-евреям (исповедовавшим иудаизм), погибшим при обороне города)...

"К облегчению Наших верноподданных..."

26 августа 1827 года вышел устав рекрутской повинности и военной службы евреев, чтобы рекрутская повинность "к облегчению Наших верноподданных уравнена была для всех состояний, на коих сия повинность лежит". До этого евреи освобождались от рекрутских наборов, внося только денежный сбор (500 рублей с рекрута, тогда как мещане 360 рублей). Нести эту повинность должны были евреи от 12 до 25 лет и "наравне с прочими подданными , того же состояния оной подверженными". Освобождение можно было получить в исключительных случаях: освобождались купцы (освобожденные от рекрутской повинности по общим законам), раввины (имевшие соответствующее свидетельство), а также последовательно окончившие с отличием и хорошим поведением малую, среднюю и высшую школы (при наличии соответствующих документов). Впрочем, речь шла не столько о том, чтобы получить в армию новых солдат, а о том, чтобы усилить ассимилирование евреев в российское общество. Как писалось, "Мы уверены..., что образование и способности, кои приобретут они в военной службе, по возвращении их из оной после выслуги узаконенных лет, сообщатся их семействам для вящщей пользы и лучщаго успеха в их оседласти и домашнем хозяйстве". Введение рекрутской повинности для евреев было и ответом на вопросы, которые ставились в направляемых в официальные властные структуры записок, в которых спрашивалось: "За что они (евреи - ИО) таковыми выгодами пользуются против Россиян?". Устав вводил норму 10 рекрут с 1000 человек (тогда как для христиан - 7 с 1000). Первый набор евреев в русскую армию был рассчитан в 1637 человек. Евреи оказались хорошими солдатами: в 1832 году было разрешено производить их в унтер-офицеры с царской резолюцией "лишь за отличия в сражениях против неприятеля", а в 1836 году поступило распоряжение о награждении евреев военным орденом за подвиги в бою, в 1858 году было разрешено награждать евреев всеми орденами, которыми награждались мусульмане, в 1860 году солдаты-евреи были допущены к службе в гвардии. Следует отметить, что норма рекрут и в дальнейшем могла иметь "перекос" в пользу христиан. так, для Крымской кампании (2 набора) христиане западной полосы давали 19 рекрут с 1000, восточной 9 с тысячи, евреи 30 с тысячи (в Севастополе был установлен памятник солдатам-евреям (исповедовавшим иудаизм), погибшим при обороне города).

"Еврей, ловко маневрируя саблею..."

Наибольшее количество информации о подвигах солдат-евреев в действующей армии относится к Русско-турецкой войне 1877 - 1878 годов, что не удивительно - в некоторых подразделениях доля евреев достигала 20%. При этом евреи проявляли мужество как в атаке и обороне, так и непосредственно в рукопашном бою. Так, под Ловчей русский рекогносцировочный отряд был окружен башибузуками. Солдаты испугались, однако нерастерявшийся еврей-унтер-офицер скомандовал им образовать круг и защищаться. Сам унтер и прапорщик, командир отряда, действовали саблями. "Осада, однако, длилась недолго: еврей, ловко маневрируя саблею, вскоре приколол троих, а я одного турка, что и навело панику на остальных; турки начали отступать, и мы без потерь вернулись в бивуак", писал об этом бое прапорщик. Унтер-офицер получил Георгиевский крест. 30 августа 1878 года под Горным Дубняком при штурме редута атакующий отряд русских солдат остановился под сильным огнем турок, и тогда небольшая группа солдат-евреев неожиданно рванулась вперед с возгласом "Шма Исроэль!" (Слушай, Израиль!). Этот крик был подхвачен другими солдатами, и колонна ворвалась в вражеские траншеи и взяла редут. Впрочем, помимо храбрости, евреи проявляли и смекалку. Так, при атаке на турецкую позицию у Полишета еврей-унтер-офицер предложил офицеру: "Ваше благородие! Одевайте феску, кричите "Аллах!". Русские солдаты одели фески и, смутив турок криками "Аллах!" легко взяли позицию. Однако случай, описанный Денисом Давыдовым в "Дневнике партизанских действий", позволяет говорить о том, что евреи служили в русской армии гораздо ранее введенной в 1827 году рекрутской повинности: "Один из уланов гнался с саблею за французским егерем. Каждый раз, что егерь прицеливался по нем, каждый раз он отъезжал прочь и преследовал снова, когда егерь обращался в бегство. Приметя сие, я закричал улану: "Улан, стыдно!" Он, не отвечав ни слова, поворотил лошадь, выдержал выстрел французского егеря, бросился на него и рассек ему голову. После сего, подъехав ко мне, он спросил меня: "Теперь довольны ли, ваше высокоблагородие?" - и в ту же секунду охнул: какая-то бешеная пуля перебила ему правую ногу. Странность состоит в том, что сей улан, получив за подвиг сей Георгиевский знак, не мог носить его... Он был бердичевский еврей, завербованный в уланы". Любопытно и мнение знаменитого партизана, которое он высказал после этого случая: "Этот случай оправдывает мнение, что нет такого рода людей, который не причастен был бы честолюбия и, следовательно, не способен был бы к военной службе". Еще более четко свое отношение к евреям в армии высказал генерал Куропаткин (по итогам кампании 1877 - 1878 годов): "И татары, и евреи умели и будут впредь уметь также геройски драться и умирать, как и прочие русские солдаты". (Военный сборник, 1883).

"У меня осталась одна рука..."

Пожалуй, самым известным евреем, служившим в царской армии, стал Иосиф Трумпельдор, призванный в 1902 году. С началом Русско-японской войны он написал рапорт с просьбой отправить на фронт и был направлен военфельдшером в Порт-Артур, но попросился добровольцем на передовую. В одном из боев он потерял левую руку, однако изъявил желание остаться в строю. Вот как об этом писалось в приказе коменданта крепости Порт-Артур, генерал-лейтенанта К. Смирнова (29 ноября 1904 года): "Ефрейтор 7 роты Иосиф Трумпельдор, обращаясь в докладной записке от 24 числа к своему ротному командиру, пишет: "У меня осталась одна рука; но эта одна - правая. А потому, желая по-прежнему делить с товарищами боевую жизнь, прошу ходатайства Вашего благородия о выдаче мне шашки и револьвера". Трумпельдор был прикомандирован к госпиталю, где он имел возможность быть избавленным от смертельной опасности и трудностей окопной жизни, но он пошёл добровольцем на передовую линию фронта, где неоднократно показал чудеса храбрости. Будучи тяжело раненным, Трумпельдор не пожелал воспользоваться законным правом обратиться в инвалида и презирая опасность, вновь предложил свою полуискалеченную жизнь на борьбу с врагом. Трумпельдор приносит на благо Родины больше того, что требуется нашей присягой, и поступок его заслуживает быть вписанным золотыми буквами в историю полка. Награждаю его Георгиевским крестом и произвожу в старшие унтер-офицеры. Приказ этот прочесть по всем ротам, батареям и отдельным частям и побеседовать с солдатами по содержанию Приказа". В 1906 году вернувшийся из японского плена Трумпельдорф получил чин прапорщика. В 1911 году репатриировался в Палестину. В 1920 году был убит в одном из боев с арабами.

Евреи в армиях других стран.

В Австро-Венгрии евреям было разрешено служить в армии в 1788 году. Сначала только в интендантских частях, позже во всей армии. В 1818 году евреям разрешили служить на офицерских должностях и получать офицерские звания даже в весьма консервативно настроенной кавалерии.

В Англии евреям до 1828 года запрещалось служить офицерами, но позволялось служить рядовыми. После 1828 года ограничение было снято.

В Пруссии евреев обязали служить в армии в 1812 году. В 1845 году евреи были допущены на офицерские должности в резервные подразделения. Однако после 1885 года ни один еврей не был произведен в офицеры.

В Италии евреи сражались в армии Наполеона, однако после поражения Наполеона в 1815 году евреям было вновь запрещено служить в армии. В марте 1845 года в Пьемонте евреям были представлены равные права, в том числе и право служить в армии.

В Франции до 1789 года действовал закон, согласно которому евреи призывались в армию лишь в чрезвычайных случаях. Закон был отменен Французской революцией: согласно новому законодательству евреям, как и все другие французские граждане, были обязаны нести военную службу.

[img]"[/img]

О линейцах - лучших казаках России в XIX веке вы можете прочитать здесь.

О тушинах, храбрейших воинах Кавказа, которым "неизвестен страх", вы можете прочитать здесь.

Мы продолжим публикации статей об оружии, тактике боя и военных эпизодах разных стран и разных веков. Подписывайтесь на канал читайте, делитесь, комментируйте и задавайте вопросы!

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх