Генерал Михаил Дмитриевич Скобелев (1843 - 1882) является одним из самых известных генералов в истории Русской императорской армии. Начиная с Польского восстания 1863 года он участвовал во всех войнах, которые вела Российская империя во второй половине XIX века, и всегда блестяще справлялся с поставленными задачами.
Именно он поставил точку в завоевании Туркмении и именно его болгары и сегодня считают своим национальным героем. Однако в его биографии есть эпизоды, которые сегодня неизвестны, но весьма интересны. Один из них был описан К. фон Морром в статье "Кое-что о Скобелеве", опубликованной журнале "Военная быль"...Генерал Михаил Дмитриевич Скобелев (1843 - 1882) является одним из самых известных генералов в истории Русской императорской армии. Начиная с Польского восстания 1863 года он участвовал во всех войнах, которые вела Российская империя во второй половине XIX века, и всегда блестяще справлялся с поставленными задачами. Именно он поставил точку в завоевании Туркмении и именно его болгары и сегодня считают своим национальным героем. Однако в его биографии есть эпизоды, которые сегодня неизвестны, но весьма интересны. Один из них был описан К. фон Морром в статье "Кое-что о Скобелеве", опубликованной журнале "Военная быль".
Как известно, свою службу будущий генерал от инфантерии начинал в Кавалергардском полку в 1861 году. Однако, в 1864 году, оказавшись в Польше, где как раз шла борьба с польскими повстанцами, он попросил о переводе в Лейб-Гвардии Гродненский гусарский полк, стоявший в Варшаве. Просьба была удовлетворена, и корнет Скобелев стал гусаром. Однако служба у новоиспеченного гусара, недавно бывшего столичным кавалергардом, не задалась:
Однако совершенно неожиданно отношение к Скобелеву в полку в корне переменилось. Произошло это после одного весьма показательного случая.
Как-то на рассвете кампания офицеров полка, после очередного кутежа, оказалась на берегу Вислы. Была ранняя весна, и перед ними чернела река, по которой шел ледоход.
- Я переплыву, вдруг, среди общей тишины, раздался голос Скобелева, - а вот ты, немец, не переплывешь, и он, обернувшись на седле, указал стиком на грудь стоявшего сзади молоденького, только выпущенного в полк, корнета Вейса.
Это было так неожиданно и грубо, что всем стало неловко. И вдруг произошло что-то уже совсем нелепое и дикое, - Вейс дал шпоры коню и бросился в Вислу... Все видели, как лошадь бултыхнулась с размаху по уши, ушла в темную воду, как почернел и сразу набух доломан всадника. Все оцепенели...
- Вейс, назад! С ума сошел, потонешь! ... очнулся наконец кто-то.
Но Вейс только махнул мокрым рукавом и поплыл дальше. Все видели, как молодая не натренированная лошадь Вейса все глубже и глубже уходила в воду, делая судорожные движения головой. Как огромные льдины среднего течения реки обступили, толкая плывущих. Злая шутка Скобелева принимала трагический оборот.
- Господи! Да что же это? Потонет, обязательно потонет!... послышался чей-то шепот. - Эх, ты ... И все глаза обернулись теперь на Скобелева. Он сидел неподвижно на своем великолепном "Тимуре", белый, как бумага, и, покусывая губу, смотрел вдаль.
Потом, словно очнувшись, он рассеянно перекрестился и толкнул лошадь шенкелями. Его, на диво вышколенный конь, не спеша, вошел в темную воду и поплыл... Он догнал Вейса на середине реки, в тот страшный момент, когда лошадь последнего уже шла ко дну. Через четверть часа, Скобелев, с совершенно обессиленным Вейсом были на этом берегу".
После этого случая, как пишет фон Морр,
А ведь все в только начинающейся карьере будущего "Белого генерала" могло сложиться и совсем по-другому...
Как пьяный казак из пушки стрелял, можно прочитать здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!
Источник
Свежие комментарии