Часть исследователей (П. Ингороква, М. Лорткипанидзе и др.) считает, что среди грузинских хронографов еврейская тема стала актуальной после того, как в IX в. происходит возвышение фамилии Багратионов и они свое происхождение связывают с библейским Давидом. П. Ингороква отмечает, что «Обращение Картли» освещает вопрос переселения грузинского народа с юга, «из Ариан Картли», и легенда о происхождении фамилии Багратионов возникла в начале IX в.
и поставила цель укрепить идеи независимости и самобытности грузинского царства. Как показывает «Картлис цховреба», у грузинских хронистов интерес к еврейской общине возник значительно раньше, ибо они были в курсе мировых событий. В доказательство этому можно привести предисловие армянского летописца Мовсеса Хоренаци к «Истории Армении»: «Поэтому я охотно соглашаюсь на твою просьбу и приложу все старания, чтобы осуществить ее и оставить этот [труд] как бессмертный памятник тебе и грядущим после тебя потомкам. Ибо ты рода и древнего, и храброго, и плодовитого на стезе не только разума и полезных мыслей, но и величайших и многочисленных достославных деяний...». Свой исторический труд Мов-сес Хоренаци посвятил деятелю пятого века Сахаку Багратуни. Этим еще раз подтверждаем, что у заинтересованности грузин и соседних армян Багратионами и в общем еврейской темой значительно более длительная история, чем IX в...Часть исследователей (П. Ингороква, М. Лорткипанидзе и др.) считает, что среди грузинских хронографов еврейская тема стала актуальной после того, как в IX в. происходит возвышение фамилии Багратионов и они свое происхождение связывают с библейским Давидом. П. Ингороква отмечает, что «Обращение Картли» освещает вопрос переселения грузинского народа с юга, «из Ариан Картли», и легенда о происхождении фамилии Багратионов возникла в начале IX в. и поставила цель укрепить идеи независимости и самобытности грузинского царства. Как показывает «Картлис цховреба», у грузинских хронистов интерес к еврейской общине возник значительно раньше, ибо они были в курсе мировых событий. В доказательство этому можно привести предисловие армянского летописца Мовсеса Хоренаци к «Истории Армении»: «Поэтому я охотно соглашаюсь на твою просьбу и приложу все старания, чтобы осуществить ее и оставить этот [труд] как бессмертный памятник тебе и грядущим после тебя потомкам. Ибо ты рода и древнего, и храброго, и плодовитого на стезе не только разума и полезных мыслей, но и величайших и многочисленных достославных деяний...». Свой исторический труд Мов-сес Хоренаци посвятил деятелю пятого века Сахаку Багратуни. Этим еще раз подтверждаем, что у заинтересованности грузин и соседних армян Багратионами и в общем еврейской темой значительно более длительная история, чем IX в.
Мы отмечаем, что «следует выяснить: возвышение фамилии вызвало легенды или легенды сыграли определенную роль в деле продвижения фамилии. Одно бесспорно: легенда о еврейском происхождении Багратион-Багратунов уже существовала задолго до Мовсеса Хоренаци [до V в.], до того, как Багратиони завоевали серьезный политический авторитет в Картли». Легенда о еврейском происхождении рассмотрена многими авторами (Е. Такаишвили, К. Кекелидзе, С. Джанашия, П. Ингороква, М. Лорткипанидзе и др.)
Как рассказывает «Картлис цховреба», пришедшему в Картли Александру Македонскому встретились города, крупнейший среди которых город Мцхета состоял из нескольких кварталов: Саркине, Цихедиди, Занави, квартал евреев. Таким образом, спустя два века часть беженцев-евреев в Картли уже стали жителями престижного квартала столицы.
В «Картлис цховреба» самая большая вставка на еврейскую тему связана с принятием христианства в Картли. Мессианские идеи, распространяемые именно евреями в Картли посредством иудейских общин, постепенно становились знакомыми и для местного населения. Первое известие, дошедшее в I в. до мцхетских евреев, касалось рождения Христа. Летопись хронологически следует за событиями и спустя тридцать лет, когда Христос стал проповедовать, опять пришло известие в Мцхета; мцхетских евреев, как представителей мировой еврейской диаспоры, приглашали в Иерусалим для осуждения Христа как оскорбителя Закона Моисея.
Источник
Свежие комментарии